Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):
- наименование организации или ФИО ИП;
- месяц проверки;
- наименование органа государственного контроля или надзора;
- адрес проверяемого объекта.
Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).
Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .
Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.
Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.
Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .
Приветствую, уважаемые друзья! Давно хотел опубликовать актуальный документ касательно проверок МЧС и ГОЧС, но всё никак руки не дотягивались. Данная заметка по своей сути аналогична с заметкой Проверка ГИТ в 2017 году! Что проверяют? , только здесь пойдёт речь о проверках МЧС в 2017 году.
Итак, для тех кто ещё не в курсе, сообщаем, что есть приказ МЧС России от 14.04.2017 г. № 171, которым утверждается Перечень документов по пожарной безопасности и ГОЧС, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Разумеется часть этих документов вы можете найти с помощью Поиска на Блоге или воспользоваться каким-нибудь правовым навигатором.
Приказ МЧС 171 был издан в целях реализации плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы.
Прежде чем переходить к перечню документов по ПБ и ГОЧС, хотим напомнить, что у нас вы можете организовать и пройти обучение по пожарной безопасности и ГОЧС по человеческой цене. Подробности .
Проверка МЧС в 2017 году! Что проверяют?
Утверждённый перечень документов по пожарной безопасности и ГОЧС состоит из трёх разделов, а именно:
Раздел I. Федеральные Законы
- Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
- Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
- Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
- Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
В области пожарной безопасности
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
- Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС-006-2011), утверждённый решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770
- Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
Раздел II. Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
В области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 г. № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»
- Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2011 г. № 916 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (вместе с «Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»
В области пожарной безопасности
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»
- Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»
- Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 г. № 241 "Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с её назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225 (ред. от 28.04.2015) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»)
- Постановление Правительства РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»
Раздел III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти
В области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Приказ МЧС России от 14.06.2016 г. № 323 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Приказ МЧС России от 26.06.2012 г. № 358 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны»
В области пожарной безопасности
- Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»
- Приказ МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 28.05.2012 г. № 291 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»
- Приказ МЧС России от 24.08.2015 г. № 473 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»
- Приказ МЧС России от 16.10.2013 г. № 665 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
- Приказ МЧС России от 7 июня 2016 г. № 312 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
- Приказ МЧС России от 26 января 2016 г. № 26 «Об утверждении Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса»
- Приказ МЧС России от 28.11.2011 г. № 710 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
- Приказ МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»
- Приказ МЧС России от 10.07.2009 г. № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»
- Приказ МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
- Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности „Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией“ (НПБ 110-03)»
- Приказ МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности „Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях“ (НПБ 104- 03)»
- Приказ МЧС РФ от 09.06.2003 г. № 300 «Пожарная безопасность атомных станций. Общие требования (НПБ 113-03)»
- Приказ МЧС России от 23.11.2016 г. № 615 "Об утверждении свода правил «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 05.05.2014 г. № 221 "Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (СП 156.13130.2014)
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 г. № 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях пожарной безопасности“
В области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Приказ МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 „Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны“
- Приказ МЧС России от 27 мая 2003 г. № 285 „Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля“
- Приказ МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575 „Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время“
- Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 „Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях“
- Приказ МЧС России от 01 октября 2014 г. № 543 „Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты“
- Приказ МЧС России от 23 декабрь 2005 г. № 999 „Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований“
- Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 „Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне“
- Приказ МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440 „Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций“ (Внимание! Документ утратил силу. Смотрите новое положение о гражданской обороне)
- Приказ МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646 „Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований“
- Приказ МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 „Об утверждении Положения о системах оповещения населения“
- Приказ МЧС России, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 07 декабря 2005 г. № 877/138/597 „Об утверждении положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения“
- Приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. № 484 „Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“
Приказ МЧС России от 04 ноября 2004 г. № 506 „Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта“ - Приказ МЧС России от 28.02.2003 г. № 105 „Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения“
- Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 „Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации“
- Приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 „Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах“
- Приказ МЧС России № 496 от 26 августа 2009 г.»Об утверждении положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
- Приказ МЧС России, МВД России, ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321* «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»
- Приказ Минприроды России от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»
На этом перечень наконец-то заканчивается 🙂 Более подробную информацию касательно вышеперечисленных документов по пожарной безопасности и ГОЧС, вы можете получить из приказа МЧС 171, который можно скачать чуть ниже.
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ
Приказ МЧС России от 14.04.2017 г. № 171 «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
На этом всё. Если информация пригодилась, незабываем чуть ниже ставить рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!
Продолжение следует...
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про проверки противопожарной безопасности, какие бывают, кто освобождается и какие есть требования к бизнесу (предприятию) у проверяющих.
Виды проверок
Проверка пожарной инспекцией может быть:
- Плановой или внеплановой;
- Документарной или выездной.
Плановые проверки проходят раз в три года. Проверяют документы и рабочие помещения с прилегающей территорией. О плановой проверке организацию предупреждают официальным письмом не позднее, чем за три дня до начала.
Внеплановые проверки инициируются по подозрению в нарушениях или в связи с поступлением жалоб.
Другие основания для приезда инспектора:
- Завершился капремонт или реконструкция помещения;
- Завершены строительные работы, в эксплуатацию введено новое здание.
О такой проверке предупреждение должно прийти не позднее, чем за сутки. Также к внеплановым проверкам можно отнести повторные инспекции, организованные с целью проверить исправление нарушений, выявленных в прошлую инспекцию.
Документарные проверки контролируют документы, связанные с организацией противопожарной безопасности на предприятии.
Внеплановые проверки вследствие поступления жалоб носят, как правило, выездной характер. Для того чтобы прийти на предприятие с выездной проверкой, инспектор обязательно должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки. В ходе осмотра могут быть проведены необходимые экспертизы и тесты.
Самые тщательные проверки, сложные расследования занимают не более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не должна превышать 15 часов.
Кто освобожден от проверки
До конца 2018 года в России действовало Постановление Правительства №294, согласно которому представители малого и среднего бизнеса освобождаются от плановых проверок органов пожарной безопасности. В настоящее время готовится ряд предложений по его продлению до 2022 года.
Однако, это не касается социально важных помещений, где предусмотрено массовое скапливание людей, например:
- Образовательные учреждения;
- Организации, работающие в сфере здравоохранения;
- Цеха и прочие строения промышленного назначения;
- Помещения для проведения культурно-массовых мероприятий.
От внеплановых проверок не имеет права уклониться ни одно предприятие.
Организация противопожарной безопасности на предприятии
Для успешного прохождения проверки достаточно знать и соблюдать требования, указанные в «Правилах противопожарного режима», утвержденных Правительством РФ.
Согласно этим правилам, на предприятии должны быть:
- Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение норм противопожарной безопасности. Если ответственный сотрудник нарушит правила ППБ, к нему могут быть применены: выговор, замечание, предупреждение, штраф, а в случае серьезных нарушений - увольнение;
- Приказ руководителя о необходимости инструктажа сотрудников по вопросам противопожарной безопасности и действий во время пожара. Инструктажи бывают вводные, повторные, целевые и др.;
- Приказы руководства о методике и периодичности тренировок и инструктажей, а также ответственные за их выполнение лица;
- План отключения электроэнергии и отдельных приборов в конце смены и обесточивания оборудования в случае возгорания;
- Обозначенные и оборудованные помещения для курения, комнаты отдыха и склады;
- Годовой финансовый план на обеспечение противопожарной безопасности. Инспекция не проверяет обязательное наличие этого документа, но он весьма упрощает работу.
- Наличие схем эвакуации, табличек, указателей и доступность эвакуационных выходов;
- Наличие огнетушителей и сроки их эксплуатации, а также техосмотры оборудования;
- Инструктажи сотрудников, их своевременное проведение и наличие отметок в журналах учета.
Перечень основных документов, проверяемых инспекцией по пожарной безопасности
Приказы | Инструкции | Журналы |
Разрешения и сертификаты |
О назначении ответственного за ППБ |
Порядок действий при пожаре | Вводного инструктажа |
Разрешение на ведение деятельности, аренду помещений |
Об утверждении программы обучения работников | Система проверки рабочего места в конце смены | Инструктажа по противопожарной безопасности на рабочем месте |
Сертификаты на оборудование |
Инструкции по противопожарной безопасности для сотрудников на их рабочем месте | Обследования рабочего места |
Сертификаты и свидетельства на средства тушения пожара и его предотвращения |
|
Правила эксплуатации оборудования |
Учета средств тушения огня |
Полный пакет необходимых документов по пожарной безопасности на предприятии можно заранее узнать и сотрудников местных противопожарных служб.
Мероприятия по ППБ
Меры противопожарной безопасности для каждого отдельного предприятия свои. Действия по предотвращению возгорания и действия в чрезвычайных ситуациях во многом зависят от рода деятельности предприятия, архитектуры здания и т.д.
Для всех без исключения организаций соблюдение норм ППБ подразумевает:
- Наличие индивидуальных, подходящих под специфику предприятия, инструкций для персонала, выполнение которых сводит к минимуму возможность пожара.
- Инструктажи по пожарной безопасности и тренировки сотрудников, обучающие поведению во внештатных и потенциально опасных ситуациях:
- как осуществлять пожароопасные работы?
- что делать в случае пожара?
- как закрывать помещение в конце смены?
- Наличие журнала учета инструктажей, в который заносят:
- дату обучения;
- данные сотрудника, прошедшего инструктаж, и его подпись;
- вид инструктажа (вводный, повторный);
- данные и подпись инструктора.
- Наличие приспособлений, приборов для предотвращения и устранения пожара. За их состояние отвечает назначенный приказом руководителя сотрудник. Все проверки средств по борьбе с огнем заносятся в специальный журнал.
- Наличие схем эвакуации. Размещаются они на видном месте во всех помещениях, где могут одновременно находиться более десяти человек. Для каждого этажа составляется собственная схема путей эвакуации, расположения огнетушителей с указанием на ней телефонов экстренных служб. Целесообразнее доверить создание плана эвакуации специализированным компаниям, знающим все нюансы поведения в экстренных ситуациях. Схемы утверждает руководитель компании, их подписывают все разработчики и ответственные лица, в конце план утверждается в Госпожнадзоре.
- Размещение на территории предприятия специальных табличек и указателей:
- «Выход» и стрелки направления к нему вдоль пути эвакуации;
- обозначение местонахождения огнетушителя;
- обозначение пожарного крана с указанием его номера и телефона аварийной службы;
- указатели на пожарные гидранты.
Требования ППБ к прилегающей территории
Предприниматель несет ответственность не только за содержание в порядке рабочих помещений, но и за обустройство прилегающей территории.
Общие требования к ней таковы:
- Чистота, отсутствие легко воспламеняемого мусора (сухой листвы) и горючих отходов;
- Свободные проходы и проезды для эвакуации. Свободный доступ к пожарным гидрантам;
- Хорошее освещение;
- Запрещено устраивать костры ближе 50 метров от построек.
Распространенные нарушения
Помимо наличия необходимых документов, инструктажа и табличек стоит обратить внимание и на другие требования безопасности, которые могут не только привести к штрафу, но и поставить под угрозу жизни людей.
- Запрещено держать в непроизводственных помещениях взрывоопасные и огнеопасные вещества (например, баллоны с газом);
- Бумаги и всевозможные документы нельзя хранить возле потенциальных источников возгорания;
- Курить можно только в специально оборудованных для этого помещениях или зонах;
- Использовать огнеопасные вещества и приборы необходимо только по назначению;
- Запрещено размещать в цоколе хозяйственные помещения и мастерские, если туда нет отдельного входа и лестницы;
- Устраивать склады на лестницах, или под ними. Захламлять пути эвакуации.
Классификация нарушений противопожарной безопасности
Выявляемые пожарной инспекцией нарушения делятся на:
- Легкие;
- Рецедивные;
- Нарушения особого режима противопожарной безопасности;
- Повреждения средств тушения и противопожарной защиты;
- Недоступность или ограничение доступа к эвакуационным выходам и проходам;
- Поджог или иное осознанное действие, приведшее к возгоранию;
- Неосторожное обращение с огнем с последующим возгоранием;
- Нарушение любых правил, повлекшее вред здоровью человека.
Что касается суммы штрафа, который пожарная инспекция может наложить на нарушителя, то в 2019 году его значение находится в пределе:
- Для физических лиц: 1 000 — 50 000 рублей;
- Для юридических лиц: 90 000 — 500 000 рублей.
И помните, не так страшен штраф от инспектора, как материальные, финансовые и прочие потери, к которым приводит пожар.
Не забывайте о своей безопасности и о безопасности своих подчиненных и клиентов. По статистике треть пожаров на производстве вызвано неправильной эксплуатацией оборудования, на втором месте по популярности неверная организация рабочих мест и неподготовленный персонал.
После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.
План проверок МЧС-2018
Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.
Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).
В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:
- раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
- раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
- раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
- раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
- не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).
Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».
Внеплановая пожарная проверка
Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:
- вводится в эксплуатацию новое здание,
- помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
- изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
- истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
- на территории действует особый противопожарный режим,
- поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
- имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.
О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.
Что проверяет Пожарный надзор
В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:
- помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
- территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
- участки леса, подземные и другие объекты.
Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.
При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:
- предъявление распоряжения о проведении проверки,
- ознакомление с документами и их анализ,
- осмотр объектов,
- возможно проведение экспертиз,
- вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.
С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.
Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.
Пожарная проверка 2018 – сроки проведения
Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).