Можно ли граждан белоруссии оформлять на работу. Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как заключать с ними трудовые договоры, какие документы требовать и какие органы уведомлять

С 2015 года граждане Белоруссии, Казахстана и Армении могут получать больничные и другие виды пособий, а также бесплатную скорую медицинскую помощь (см. « »). Это связано со вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 24 мая 2014 года. Этот же договор упростил процедуру принятия указанных граждан на работу. Требуется ли иностранцам из названных республик получать патент или разрешение на трудовую деятельность в России? Обязаны ли работодатели уведомлять ФМС о заключении с ними трудовых договоров? Нужен ли нотариальный перевод документов об образовании таких работников? Давайте разбираться.

Трудоустройство иностранных работников: общий подход

Прежде чем обсудить главные вопросы этой статьи, остановимся на общих правилах трудоустройства иностранных работников в России. Напомним, что правовое положение иностранцев регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Российские компании вправе заключать с иностранцами трудовые договоры или выступать в качестве заказчиков работ (услуг) в рамках договоров гражданско-правового характера. Процедура оформления трудовых отношений зависит от режима нахождения иностранцев на территории России (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Режимы нахождения иностранцев в России

Постоянно или временно проживающим на территории России иностранцам (независимо от того, из какой страны они приехали) для трудоустройства не требуется получать разрешение на работу или патент. Однако, по общему правилу, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживать (п. 4 и п. 5 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Работодателю не нужно запрашивать разрешение на наем таких работников.

Больше всего требований и ограничений предъявляется к трудоустройству временно пребывающих иностранцев. Напомним, что временно пребывать в России могут иностранцы, получившие визу, либо иностранцы, которые приехали из стран с безвизовым режимом. От этого зависит, какие действия должен совершить работодатель при оформлении трудовых отношений с иностранным работником (см. таблица).

Действия работодателя при приеме на работу временно пребывающего иностранца

Визовый режим

Безвизовый режим

Работодателю, в общем случае, требуется:

  • обратиться в службу занятости (с заявкой о потребности в специалистах);
  • получить в ФМС разрешение на привлечение и использование в работе иностранных граждан;
  • получить для иностранца разрешение на работу;
  • оформить приглашение на въезд в Россию;
  • поставить иностранца на миграционный учет (после въезда).

Если иностранец уже временно пребывает в России, то для работы ему необходим патент. В таком случае работодатель может заключить с ним трудовой (или гражданско-правовой) договор, и обязан уведомить об этом миграционную службу.

Если иностранец еще пребывает в своем государстве, но желает въехать в Россию в безвизовом порядке, то от работодателя потребуется:

  • оформить приглашение на въезд;
  • поставить прибывшего иностранца на миграционный учет.

Прибывший иностранец должен будет получить патент.

Граждане республик Беларусь, Казахстан и Армения: особый порядок приема на работу

Теперь поговорим подробнее об особенностях трудоустройства граждан из республик Беларусь, Казахстан и Армения, которые временно пребывают на территории России. Граждане этих стран могут въезжать в Россию в безвизовом порядке (письмо МИД России от 27.04.12 № 19261/кд). А вступивший в силу с 1 января 2015 года договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) предусматривает для граждан из этих республик определенные преимущества при приеме на работу.

Уведомление о прибытии иностранца

Когда иностранец прибывает в Россию, он получает миграционную карту и передает ее работодателю (принимающей стороне). Работодатель, в свою очередь, обязан направить уведомление о прибытии иностранца в миграционную службу. Такое уведомление, по общему правилу, нужно представить не позднее семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.06 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»).

Однако граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе находиться на территории России без постановки на миграционный учет дольше других иностранцев. Смотрим на Договор:

«Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей этих граждан освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда» (абз. 1 п. 6 ст. 97 Договора).

Если же граждане из названных республик будут находиться в России свыше 30 суток, работодатель обязан уведомить миграционную службу об их прибытии (абз. 2 п. 6 ст. 97 Договора). В противном случае возможно наступление административной ответственности (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 400 000 до 500 000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 рублей.

Срок пребывания иностранного работника в России

Максимальный срок временного пребывания (проживания) на территории России работника из Белоруссии, Казахстана или Армении определяется сроком действия его трудового (гражданско-правового) договора (п. 5 ст. 97 Договора).

При этом следует учесть, что в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ, граждане названных республик вправе без выезда из России в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (п. 9 ст. 97 Договора). Если же гражданин не воспользуется таким правом, то он лишится статуса трудящегося-мигранта, и ему нужно будет выехать из нашей страны (абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года - вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки - уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Дмитрий оставил отзыв о сайте - показать

Все отлично

09 Декабря 2016 13:29

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 9,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте. Оформляете как и гражданина РФ с некоторыми нюансами касающимися миграционного учёта и соц. страхования.

    В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
    Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
    В соответствии с абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
    Согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
    В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено трудовым законодательством, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
    На граждан Республики Беларусь в полной мере распространяется действие норм трудового законодательства РФ и прием на работу осуществляется на условиях ст. ст. 56 - 71 ТК РФ.
    Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган МВД России (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
    При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
    - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    - трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
    - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
    - документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
    В соответствии со ст. 327.2 ТК РФ наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
    В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование (Письмо Минтруда России от 27.05.2016 N 17-3/ООГ-876).
    Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
    иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.
    Согласно ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.
    Таким образом, принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом вышеприведенных особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).

    Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
    (Консультация эксперта, 2016)

    И в какой срок я должен уведомить ФМС о найме сотрудника?
    Дмитрий

    В течении 3-х рабочих дней. Сейчас не ФМС, а МВД

    Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора .

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    • Федько Мария

      Юрист, г. Москва

      • 2087 ответов

      • Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

        Свернуть

        Все услуги юристов в Москве

Граждане Республики Беларусь имеют упрощенные условия трудоустройства в РФ по сравнению с порядком найма иностранных подданных других государств. Граждане РБ подлежат трудоустройству в соответствии с Договором о Евразийском Экономическом Союзе от 29.05.2014 (Договор о ЕАЭС ).

Правомочность трудоустройства и взаимосвязи с миграционной службой

Граждане РБ обладают широкими возможностями для трудоустройства в РФ. Лица трудоустраиваются без предоставления дополнительных документов.

Требование к условиям найма Описание
Наличие визы или разрешения Соискатели работы на территории РФ не представляют виз, разрешений на временное проживание в стране
Постановка на учет до 30 дней пребывания Белорусские граждане не обязаны вставать на миграционный учет до 30 дней пребывания
Необходимость в постановке на учет Постановка на учет осуществляется по истечении 30 дней нахождения в стране с целью трудоустройства. При найме регистрацию проводит работодатель
Определение срока пребывания в стране Оформление миграционной карты гражданину РБ при въезде не требуется. Срок пребывания лиц в стране определяется по проездным документам либо со слов лица, въехавшего на территорию страны личным транспортом
Ограничение передвижения Лица имеют возможность вести деятельность на территории всей РФ

Иностранцы имеют право находиться на территории страны не более 90 суток подряд. Граждане РБ имеют возможность находиться на территории стране более 90 дней при заключении трудового договора. Продолжительность законного нахождения в стране равна длительности действия трудового договора. При увольнении гражданину РБ предоставляется 14 дней на поиск работы и заключение нового договора.

Читайте так же статью:

Уведомление миграционной службы

Работодатель обязан уведомить миграционную службу о трудоустройстве в течение 3 рабочих дней, прошедших с даты приема на работу. Уведомление представляется в территориальный орган службы. Работодатель может направить уведомление:

  1. Почтовым отправлением.
  2. Через МФЦ, оказывающих государственные услуги.
  3. Непосредственно в территориальном отделении ФМС.

До направления уведомления необходимо выяснить, допускается ли иной способ представления уведомления, кроме личного. В ряде городов уведомления по почте не принимаются. После подачи уведомления на руках остается отрывной корешок, подтверждающий исполнение государственных обязанностей. Дополнительные уведомления, например, в случае предоставления отпуска без содержания сроком более месяца, в миграционную службу не представляются.

Пример о сроках уведомления

Гражданин РБ трудоустроен на российское предприятие по договору основного трудоустройства с неограниченным сроком действия. О найме работника предприятие уведомило отделение ФМС. В связи с неограниченным сроком действия договора предприятие обязано уведомить службу о наличии работника – гражданина РБ через год.

Основные документы, представляемые гражданами РБ при трудоустройстве

На трудоустроенных в РФ граждан РБ распространяются нормы трудового законодательства, применяемые к российским гражданам. Работникам положены все виды социальных льгот, предусмотренные для россиян. Перечень документов для трудоустройства определен в ст. 65 ТК РФ . Работник, являющийся подданным РБ, предоставляет:

  • Паспорт гражданина РБ.
  • Трудовую книжку. Для работников, трудоустраиваемых в РФ впервые, работодатель обязан оформить трудовую книжку. Трудовая книжка лица должна быть российского образца. При первом трудоустройстве книжку предоставляет работодатель.
  • СНИЛС. Страховое свидетельство работник может оформить самостоятельно либо обратиться за помощью к работодателю.
  • Дипломы и свидетельства об образовании и имеющейся квалификации. Представляются в случае, если к работнику предъявляются требования по уровню знаний и навыков.

Документы, выданные белорусскими учебными заведениями, действительны в России. Для ряда специальностей установлено требование о необходимости признания иностранного образования и квалификации. Подтверждение требуется для медицинских, педагогических работников, юристов и других специальностей.

Дополнительные документы для приема на работу

В отдельных случаях, если данные требования имеются по должности, представляются дополнительные документы – справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья или об отсутствии судимости. Гражданин должен предоставить документ об отсутствии судимости и уголовного преследования в Беларуси.

Полис ОМС граждане РБ оформляют самостоятельно. Участия в оформлении свидетельства медицинского страхования работодателю не требуется. Иностранные граждане других государств (Армении и остальных), участниц Договора о ЕАЭС, представляют при трудоустройстве полис ДМС. На граждан Беларуси требование не распространяется.

Граждане РБ, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по социальному страхованию.

Директор Департамента развития социального страхования Минтруда Л.Ю.Чикмарева

Оформление трудового договора

С гражданами Республики Беларусь при приеме на работу заключают трудовой договор. Форма документа, положения, условия трудового режима аналогичны договорам, заключаемым с российским гражданами. Гражданин РБ может представить при приеме на работу открытую трудовую книжку советского образца. Документ правомочный, действует при трудоустройстве (ПП от 16.04.2003 № 225). Трудовые книжки, изданные в РБ, при трудоустройстве в РФ не используются.

Стороны определяют характер и срок действия трудового договора. Равно как и при приеме гражданина РФ белорусские подданные имеют право на заключение:

  • Бессрочного договора основного трудоустройства.
  • Контракта с ограниченным сроком действия.
  • Соглашений дополнительного трудоустройства, оформленных по совместительству.
  • Срочного договора на замещение временно отсутствующего основного работника, ведение сезонного труда.
  • Прочих форм, установленных трудовым законодательством.

Лица имеют право оказывать услуги или проводить работы в рамках договоров ГПХ.

Процедура оформления гражданина РБ

Работодатель обязан провести стандартные операции по оформлению гражданина РБ.

Операция Описание
Прием заявления от гражданина РБ о намерении трудоустройства При достижении договоренности заявление можно не представлять
Заключение договора о найме между предприятием и физическим лицом До подписания документа работника необходимо ознакомить со всеми условиями обязанностей и внутреннего распорядка
Издание приказа На основании приказа в трудовую книжку вносится текст о приеме на работу
Присвоение табельного номера, открытие личной карточки Данные личной карточки формируются на основании личных документов
Проведение инструктажа по охране труда Работник допускается к исполнению обязанностей после получения знаний о требованиях охраны труда

При желании работника может быть присвоен ИНН в соответствии с Приказом МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178 .

Ошибки, допускаемые при найме граждан РБ

Работодатели при найме должны учитывать нормы ТК РФ и межгосударственной договоренности.

Условие Неверная позиция Верный подход
Отчисления взносов с доходов граждан РБ, работающих в иностранных филиалах Отчисления лиц, работающих в российском филиале за рубежом, производятся в полном объеме Доходы, полученные гражданами РБ при работе в филиале за рубежом РФ, не облагаются взносами
Указание места регистрации при его отсутствии в случае найма Гражданин РФ, нанятый на работу, должен найти адрес временной регистрации в жилой недвижимости Место регистрации работника, не имеющего иной возможности получения, указывается как юридический адрес предприятия. Регистрация осуществляется либо по месту расположения жилой или коммерческой недвижимости

Вопрос № 1. Применяется ли к гражданам РБ условие о повышенной ставке по НДФЛ для нерезидентов РФ.

На иностранных подданных, граждан РБ, распространяется требование о применении к полученным доходам ставки в размере 13% за все время нахождения на территории РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Размер ставки сохраняется, если лицо находилось на территории страны менее 183 дней в течение года.

Вопрос № 2. Производится ли отчисление в ПФР взносов на гражданина РБ, являющегося высококвалифицированным специалистом?

Иностранные подданные ВКС, включая граждан РБ, не являются застрахованными в системе ОПС. Отчисления на доходы ВСК производятся на социальное и медицинское страхование.

Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца.

Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

Почему в 2018 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

  1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
  2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
  3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают &своим&; иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

Как заключается трудовой договор

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2018 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Прием на работу: порядок

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2018 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Миграционный учет гражданина Беларуси

Что касается миграционного учета белорусов, в 2018 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2018 году:

  • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
  • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

  1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
  2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
  3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

Что с НДФЛ

В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2018 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

Суммы ежемесячных страховых взносов

Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

  1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
  2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
  3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
  4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

В 2018 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.