Первый шаг на непростом пути судебной защиты прав - поиск ответа на вопрос в какое судебное учреждение обращаться.
Гражданское законодательство предусматривает возможность отстаивания своих интересов в трех судебных инстанциях: государственных судах, гражданском или арбитражном; коммерческом (третейском) суде (см. ст. 11 ГК РФ).
Какой из указанных судов уполномочен законом разрешать экономические споры рассмотрим в этой статье.
Экономические споры
Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «экономический спор». Теория права включает в эту категорию разногласия между участниками предпринимательства, которые непосредственно связаны с их деятельностью.
Экономические споры могут возникать из гражданских, административных или других публичных правоотношений.
Подведомственность и подсудность экономических споров
Определение понятий
Компетенция каждого органа, наделенного властными полномочиями, должна быть однозначно и четко определена, только в этом случае можно обеспечить соблюдение принципа законности. Отсутствие разграничения полномочий может привести к конкуренции судебных решений - ситуации, в которой дело может быть рассмотрено двумя судами, а вынесенные решения противоречить друг другу.
Избежать такой ситуации помогают правила определения компетенции судов, установленные процессуальным законодательством. Полномочия судей, то есть право рассматривать спор и принять решение по тому или иному вопросу, определяются через два понятия: «подведомственность» и «подсудность».
Важно! Судебное учреждение принимает исковое заявление к рассмотрению в пределах, установленной законом компетенции. Спор должен быть не только подведомственен суду, но и подсуден.
Подведомственность - относит спор к компетенции суда в системе судебной власти (суды общей юрисдикции, арбитражные суды или коммерческие арбитражные суды).
Подсудность - определяет в какой конкретно суд, функционирующий в той или иной системе судов, необходимо обращаться.
Иными словами, подведомственность определяет каким судом и по каким правилам судопроизводства будет рассматриваться дело (гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным), а подсудность - где будет происходить судебное разбирательство.
Подведомственность дела определяется по двум критериям:
- предмет спорных правоотношений;
- участники спора.
Подсудность принято делить на два вида. Родовая - определяет суд какой инстанции (первой, апелляционной или кассационной) должен рассмотреть дело, то есть устанавливает разграничение полномочий по вертикали. Территориальная - распределяет обязанности между судами одной горизонтали.
Направление иска не в надлежащий суд (не по подведомственности) приведет к отказу в его рассмотрении. Конечно, исправить ошибку несложно, достаточно подать исковое заявление в соответствующее судебное учреждение, но потраченное время никто не вернет. В некоторых случаях «просрочка» может привести к невозможности защиты нарушенных интересов.
Важно! Правильное определение компетенции - условие своевременного разрешения спора, восстановления права.
Подведомственность экономических споров
Право рассматривать и выносить решения по экономическим спорам предоставлено арбитражному суду (см. ч. 1 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).
Изучая исковое заявление судья, в первую очередь, устанавливает вправе ли арбитражный суд рассматривать дело. Относится ли оно к его компетенции. По содержанию заявления определяется существо спора, его характер, связан ли он с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. По приложенным к исковому заявлению документам (свидетельства ОГРН, устава, выписок из ЕГРЮЛ) суд устанавливает обладают ли участники специальным правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (государственную регистрацию).
Процессуальный закон относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение следующих дел (см. ст.-ст. 27 - 29 АПК РФ):
- экономические споры между субъектами предпринимательства;
- дела о признании незаконными НПА, изданных Роспатентом;
- об оспаривании решений, деятельности властных органов или должностных лиц, если они нарушают предпринимательские интересы заявителя;
- о привлечении ЮЛ или к административной ответственности (подробнее см. четвертый абзац п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
- о взыскании с субъектов предпринимательства санкций и обязательных платежей.
Перечисленные дела разрешаются арбитражем, если стороной спора является ЮЛ или ИП.
Независимо от субъективного состава участников процесса в арбитражном суде принимается решение по спорам (ч. 6. ст. 27 АПК РФ):
- о несостоятельности (банкротстве);
- корпоративным спорам;
- связанным с государственной регистрацией ЮЛ или ИП;
- о деятельности депозитариев, публично-правовых компаний, компаний и корпораций, учрежденных государством;
- об интеллектуальных правах;
- о защите репутации предпринимателей и компаний.
На заметку! Подведомственность дел арбитражному суду определяется по двум критериям: характеру спорных отношений и составу участников. Спор должен быть связан с осуществлением экономической деятельности, а его участники обладать формальным статусом - ЮЛ или ИП. В исключительных случаях, перечисленных в АПК, правовое положение сторон дела не имеет значения.
Подсудность экономических споров
Любой спор предполагает наличие как минимум двух участников. Хорошо, если оба располагаются на территории, юрисдикционно подчиненной одному суду. Но в какой суд обращаться, когда ответчик находится на другом конце страны. Для того чтобы избежать возможных коллизий, процессуальный закон установил нормы разграничения территориальной подсудности, зависящие не только от адреса сторон, но и учитывающие специфику спора.
Важно! Если во время процесса выясниться, что иск предъявлен в ненадлежащий суд, дело будет передано по подсудности, а его рассмотрение начнется с самого начала.
По месту нахождения (жительства)
По общему правилу иск надлежит предъявлять (см. ст. 35 АПК РФ):
- если ответчик ЮЛ - по месту его нахождения;
- если ответчик ИП - месту жительства.
Уточнить адрес ответчика можно по сведениям из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Альтернативная подсудность
В отдельных случаях истцу предоставляется возможность отступить от универсального правила и обратиться в суд по месту:
- нахождения имущества ответчика - если сведения о его адресе отсутствуют или он находится за границей;
- исполнения договора - если в нем указано место, в котором обязательство должно быть исполнено;
- нахождения обособленного подразделения ЮЛ - если иск вытекает из его деятельности;
- причинения убытков - по спорам, связанным со столкновениями судов.
Истец в этих ситуациях самостоятельно выбирает наиболее подходящее ему место рассмотрения спора. Если требования предъявлены к нескольким ответчикам, сторона истца вправе выбрать по месту нахождения которого из них будет предъявлен иск.
Договорная подсудность
Какой суд будет рассматривать спор, можно заранее оговорить в договоре, включив в него арбитражную оговорку. Договориться о месте разрешения спора можно и после подписания договора, главное сделать это до принятия иска к рассмотрению, но в любом случае для изменения подсудности требуется согласие другой стороны.
Исключительная подсудность
- иски о правах на недвижимость - рассматриваются по месту его нахождения;
- о правах на суда и летательные аппараты - по месту их регистрации;
- споры, вытекающие из договоров перевозки - иски к перевозчику предъявляются по месту его нахождения;
- если ответчиком является арбитражный суд - иск подается в Московский арбитражный суд, а требования к нему рассматривает Тверской арбитраж;
- по адресу должника рассматриваются споры о банкротстве;
- юридические факты устанавливаются по месту нахождения заявителя, а в отношении недвижимости - имущества;
- жаловаться на пристава-исполнителя нужно в суд, на территории которого расположено подразделение ССП.
По связи дел
Встречные иски и самостоятельные требования третьих лиц на предмет спора, независимо от территориальной принадлежности, рассматриваются судом, принявшим первоначальный иск.
Компетенция Суда по интеллектуальным правам
Отдельного разговора заслуживают полномочия специализированного суда, созданного в 2011 году в системе арбитражных судов. К исключительной компетенции СИП, как суда первой инстанции, законом отнесено рассмотрение споров:
- дела об оспаривании НПА Роспатента;
- дела по спорам о выдаче охранных документов на РИД, товарные знаки, наименования предприятий и т. д.;
- об установлении владельцев патентов;
- о признании недействительными патентов, решений о предоставлении правовой охраны ТЗ;
- о досрочном прекращении ТЗ вследствие его неиспользования.
Правовое положение сторон, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет, не влияет на изменение подведомственности этих споров. Независимо от адреса ответчика иски по таким делам направляются в СИП, расположенный в Москве.
Заключение
Споры между субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями или организациями, рассматриваются арбитражным судом.
Условиями принятия иска к рассмотрению являются, экономический характер разногласий и наличие у сторон государственной регистрации.
В отдельных случаях правовое положение истца и ответчика не имеет значения.
Патентные споры независимо от состава и места нахождения участников рассматриваются в единственном специализированном суде.
Как, в частности, и гражданский, предполагает установление подведомственности и подсудности различных споров. Только при условии корректного решения данной задачи дело может быть рассмотрено судебным учреждением по существу. В чем заключаются основные критерии определения подведомственности и подсудности конкретно в арбитражах? В каких случаях на их установление может повлиять позиция сторон спора?
В чем заключается специфика подведомственности арбитражей?
Подведомственность, подсудность арбитражного суда регулируются положениями АПК РФ. Первый термин обозначает разграничение установленных законодательством компетенций между КС РФ, арбитражами, а также учреждениями общей юрисдикции. То есть тот или иной суд вправе рассматривать только те дела, которые подведомственны ему исходя из действующих норм права. Что касается арбитражей, их компетенция ограничивается главным образом рассмотрением хозяйственных споров между предприятиями.
Таким образом, основной критерий подведомственности тех или иных дел арбитражу — характер правоотношений. В данном случае речь идет об экономических спорах. Есть еще один важный критерий подведомственности арбитражей — субъектный состав правоотношений. Рассмотрим его специфику подробнее.
Субъектный состав правоотношений как критерий подведомственности: нюансы
В соответствии с положениями АПК РФ, арбитражи рассматривают хозяйственные споры, в которых могут участвовать следующие субъекты:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели;
В предусмотренных законом случаях — физлица, не зарегистрированные как ИП;
Органы власти, а также учреждения, не обладающие статусом юрлица.
С учетом характера правоотношений, а также рассматриваемого критерия арбитражи, таким образом, могут разрешать экономические споры в сфере:
Гражданских правоотношений;
Административных правоотношений.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам могут попадать, таким образом, под юрисдикцию административного права. В данной сфере правоотношений арбитражи вправе рассматривать дела, которые связаны:
С оспариванием нормативных актов, которые нарушают права и интересы хозяйствующего субъекта;
Оспариванием ненормативных актов органов власти;
Административными правонарушениями, в случае если их рассмотрение находится в компетенции арбитражного учреждения.
Есть ряд нюансов, характеризующих подведомственность дел в соответствующих правоотношениях.
Подведомственность дел в арбитражах: нюансы
Так, на практике значительная часть споров, которые находятся в подведомственности соответствующих учреждений (их подсудность арбитражного суда также касается), связана с оспариванием решений и постановлений различных контролирующих органов власти. При этом оспариваться также могут правовые акты, изданные конкретными должностными лицами. В числе иных споров, разрешение которых находится в компетенции арбитражей:
Иски о банкротстве;
Споры об учреждении, реорганизации, а также ликвидации фирм;
Споры о регистрации предприятий;
Споры между владельцами ценных бумаг и хозяйственными обществами;
Дела, связанные с защитой предприятием своей деловой репутации.
Безусловно, в соответствии с законодательством РФ могут возникать иные условия подведомственности дел (виды подсудности) арбитражным судам. В некоторых случаях рассматриваемые учреждения вправе разрешать также Но в этом случае учитываются:
Характер и сущность предмета разногласий сторон правоотношений;
Особенности осуществления предприятием экономической деятельности;
Основания для возникновения правоотношения между сторонами спора;
Особенности организационно-правовой формы предприятия.
Весьма распространено обращение хозяйствующих субъектов в арбитражи при разрешении споров, связанных с неисполнением контрагентами фирм договорных обязательств.
Таким образом, основная сфера компетенции арбитражей — рассмотрение:
Гражданских споров — в рамках правоотношений, которые регулируются прежде всего нормами ГК РФ;
Дел, имеющих отношение к коммерческой или иной хозяйственной деятельности (по спорам, возникающим при выполнении сторонами условий контрактов, осуществлении поставок, перечислении компенсации за те или иные товары и услуги).
Сторонами споров, находящимися в подведомственности арбитражей, чаще всего становятся граждане, зарегистрированные как ИП, владельцы бизнесов, хозяйственные общества. В ряде случаев сторонами споров могут становиться государственные и муниципальные органы власти. При участии арбитражей возможно разрешение споров и в области административных правоотношений, если таковые имеют преимущественно экономический характер.
Подведомственность — это важнейшее условие рассмотрения того или иного дела арбитражным судом. Только в тех случаях, когда судебный спор имеет определенные характеристики, он рассматривается арбитражным учреждением.
В первую очередь во внимание принимается характер правоотношения, в данном случае он должен быть экономическим. Если это не так, то дело может быть отнесено к компетенции
Значение имеет также и правовой статус сторон спора. Если они не являются коммерческими организациями, то дело также может быть подведомственным суду общей юрисдикции. Безусловно, законодательство России может устанавливать исключения из указанных правил.
Наряду с подведомственностью значимую роль в разрешении экономических споров играет подсудность арбитражного суда. Рассмотрим ее специфику подробнее.
В чем заключается специфика подсудности в арбитражном процессе
Подсудность арбитражного суда — это порядок отнесения конкретного дела к компетенции определенного учреждения, исходя из различных его характеристик. Подсудность в арбитражном процессе классифицируется на 2 основные разновидности:
Родовую;
Территориальную.
Рассмотрим, что они представляют собой.
Родовая подсудность
Родовая подсудность дел арбитражным судам предполагает разграничение компетенций по рассмотрению тех или иных дел между учреждениями, находящимися на различных уровнях судебной системы.
Так, в соответствии с нормами АПК РФ споры на уровне первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ. Подобным образом определяется, к примеру, подсудность Арбитражного Санкт-Петербурга. В свою очередь, значительный объем дел находится в компетенции ВС РФ (в 2014 году в его компетенцию перешли дела ВАС РФ в результате судебной реформы), а именно:
Вопросы об оспаривании нормативных актов, подписанных президентом России, изданных правительством, федеральными ведомствами, если соответствующие НПА затрагивают права и интересы хозяйствующего субъекта;
Вопросы об оспаривании ненормативных правовых актов, изданных органами власти, экономические споры между федеральными и региональными органами власти, между субъектами РФ.
Рассмотрим теперь, что представляет собой территориальная подсудность арбитражных судов.
Территориальная подсудность
Данный термин соответствует совокупности арбитражно-процессуальных норм, устанавливающих критерии разграничения компетенции тех или иных учреждений, которые находятся на одном уровне судебной системы. То есть определяется подсудность дел арбитражным судам конкретных субъектов РФ. Все они имеют одинаковый правовой статус. Подсудность арбитражного суда Москвы определяется исходя из тех же критериев, на основании которых аналогичные компетенции устанавливаются в отношении учреждений, которые осуществляют деятельность в любом другом регионе РФ.
Виды территориальной подсудности
В соответствии с АПК РФ территориальная подсудность классифицируется на несколько разновидностей:
Альтернативную;
Договорную;
Исключительную.
Изучим особенности каждой из них подробнее.
Общая территориальная подсудность
Нормы, определяющие рассматриваемый вид территориальной подсудности, предполагают направление арбитражных исков по месту регистрации или проживания ответчика. Либо в соответствии с учредительными документами юридического лица, если оно выступает стороной спора. В свою очередь, подсудность дел арбитражным судам в случае, если одним из субъектов правоотношений является гражданин, может определяться исходя из основного места проживания ответчика.
Альтернативная подсудность
Нормы права, определяющие соответствующий вид территориальной подсудности, предполагают возможность выбора конкретного учреждения, рассматривающего спор, непосредственно истцом. Например, если он точно не знает место регистрации или проживания, то иск может быть направлен по месту расположения принадлежащего ему имущества.
Если в деле несколько ответчиков, то заявление в этом случае направляется в арбитраж по месту регистрации или проживания любого из них. В случае если ответчик находится за границей, альтернативная территориальная подсудность арбитражных судов предполагает направление иска в учреждение по месту нахождения имущества стороны спора.
В случае если предмет разногласий — исполнение договора, то заявление может быть передано в арбитраж по месту реализации контракта. Если сторона спора — филиал организации, который расположен вне места регистрации юридического лица, то иск может быть подан в суд, отвечающий за рассмотрение дел на соответствующей территории.
Договорная подсудность
Договорная подсудность арбитражного суда предполагает возможность изменения критериев, определенных для территориальной или же альтернативной подсудностей в соответствии с соглашением сторон спора. Важно, чтобы данная договоренность была достигнута до того, как арбитраж примет иск к производству.
Исключительная подсудность
Еще одна разновидность территориальной подсудности — исключительная. Она предполагает рассмотрение дела определенной арбитражной инстанцией.
Например, если предмет спора — недвижимость, то истец направляет заявление в суд по месту регистрации здания. (подсудности) в случае, если предмет заявления — объекты в виде судов, воздушных транспортных средств, космических объектов, осуществляется исходя из места государственной регистрации соответствующих объектов.
Если предмет иска — разногласия по договору перевозки, то он направляется в арбитраж по месту регистрации перевозчика. Если обращение в суд осуществляется по вопросам банкротства, то заявление должно быть направлено в суд по месту регистрации должника. Если речь идет об установлении значимых фактов, то подсудность споров арбитражному суду в данном случае определяется исходя из места регистрации или жительства заявителя либо, если предмет спора — имущество, по месту нахождения здания.
Если обращение в арбитраж осуществляется в целях оспаривания действий службы судебных приставов, то заявление подается в учреждение по месту нахождения представителя данного ведомства, который вынес спорные решения либо осуществил неправомерные, по мнению истца, действия.
В случае если стороны спора — российские фирмы, которые ведут бизнес за рубежом, правила подсудности в арбитражном суде предполагают подачу иска в арбитраж по месту регистрации в России.
Если речь идет об оспаривании решения, вынесенного третейским судом, а также выдаче исполнительного листа по соответствующему делу, иск подается в арбитраж в регионе, на территории которого был рассмотрен спор.
Если речь идет о подаче заявления об исполнении решения зарубежных судов, соответствующий документ направляется по месту регистрации или жительства должника или же по месту расположения его имущества.
Итак, мы рассмотрели основные виды подсудности дел арбитражным судам. Рассмотрим теперь ряд нюансов, характеризующий работу арбитражных учреждений при решении задач, находящихся в их компетенции. Так, полезно будет изучить, каким образом определяется подсудность при связанных делах.
Подсудность при связанных делах
Ситуация, при которой появляется необходимость в решении соответствующей задачи, возможна, если, например, в рамках спора подается встречный иск. Вне зависимости от того, насколько очевидна его подсудность, рассматриваться он должен в том же арбитраже, что и первоначальное заявление. В случае если иск подает третье лицо, в соответствии с положениями АПК РФ он должн быть направлен именно в тот суд, который рассматривает конкретный спор.
Подсудность при передаче дел
Еще один примечательный аспект арбитражного процесса — передача дела по подсудности. Арбитражный суд, рассматривая тот или иной спор, может, таким образом, направить его в другое учреждение в предусмотренных законом случаях. Любое дело, которое принято арбитражем к производству, должно изучаться по существу, даже с учетом возможности его передачи другому суду. Передача спора от одного арбитража другому, который находится с ним на одном уровне, осуществляется, если:
Сторона, являющаяся ответчиком, заявит ходатайство о передаче спора в арбитраж по месту жительства или регистрации, если они не были известны заранее;
Обе стороны спора направили в арбитраж ходатайство о рассмотрении возникшего спора по месту нахождения основных доказательств;
Выяснилось, что арбитраж принял дело к производству с нарушениями правил, определяющих подсудность арбитражных судов РФ;
Одна из сторон в рамках спора — арбитраж, который должен рассматривать дело по умолчанию, исходя из критериев установления его подсудности;
Осуществлен отвод судей либо есть иные причины, которые обусловливают отсутствие возможности для формирования состава арбитража в целях рассмотрения конкретного спора.
В случае если осуществляется передача тех или иных дел из одного арбитража в другой, судом выносится соответствующее определение. По закону недопустимо возникновение споров между соответствующими учреждениями о подсудности дел.
Резюме
Итак, мы изучили сущность подведомственности и подсудности в арбитражном процессе. Первый термин соответствует совокупности тех критериев, которые устанавливают, что то или иное дело должно рассматриваться именно в рамках арбитражного процесса. Основные споры, разрешение которых находится в компетенции арбитражей, — хозяйственные.
В общем случае сторонами дела в арбитражном процессе становятся коммерческие предприятия. Но в предусмотренных законом случаях таковыми могут быть граждане, органы власти. В случае если подведомственность спора установлена, необходимо определить его подсудность. Данные понятия, следовательно, во многих случаях рассматриваются в одном контексте. Необходимо, таким образом, определив подведомственность, впоследствии установить критерии отнесения дела к компетенции конкретного арбитражного учреждения.
Основные виды подсудности дел арбитражным судам — родовая и территориальная (которая, в свою очередь, может быть классифицирована еще на несколько дополнительных категорий). В первом случае распределение компетенций арбитражей осуществляется с учетом того, что суды могут осуществлять деятельность на 2 уровнях — региональном и федеральном. Для того или иного спора может быть установлена, к примеру, подсудность Московского арбитражного суда или другого, который осуществляет деятельность как арбитражное учреждение субъекта РФ. В свою очередь, определенные категории споров могут рассматриваться только Верховным судом.
Территориальная подсудность может устанавливаться с учетом большого количества критериев, таких как, например, наличие договоренности между сторонами, действие конкретных норм права, которые обязывают участников арбитражного процесса определять подсудность исходя из конкретных критериев. Возможна передача дела из одного арбитражного учреждения в другое в предусмотренных законом случаях.
Существуют нюансы, характеризующие определение подсудности в рамках споров, по которым появляются встречные иски или же заявления от третьих лиц. Вопросы подсудности не должны предполагать возникновения споров между разными арбитражами касательно рассмотрения тех или иных дел. Основной источник права, на который суды обязаны ориентироваться при согласовании подобных коммуникаций, — АПК РФ. Данный кодекс также регулирует и вопросы подведомственности тех или иных дел арбитражным судам.
Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от других государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.
До принятия Закона от 21 июня 2001 г. № 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:
1) родовую;
2) территориальную.
Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитражными судами. В основе ее лежал предмет спора и участвующие в нем субъекты. Это было разграничение подсудности, так сказать, по вертикали.
К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:
1) когда одной из сторон являлся высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;
2) если материалы дела содержали государственную тайну;
3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.
Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.
Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсудности в системе хозяйственных судов.
Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяйственным судам».
Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополнена частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответчиком является высший или центральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская, Севастопольская местные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».
Таким образом, из компетенции Высшего хозяйственного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предусматривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.
По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным судом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование решений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хозяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основаниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Верховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.
Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяйственные споры по первой инстанции.
Закон «О судоустройстве Украины» не предусматривает и рассмотрения дел по первой инстанции апелляционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-
стве говорится, что апелляционные суды могут рассматривать дела по первой инстанции, но только по административным, уголовным и гражданским спорам, а по хозяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой редакции все споры по первой инстанции отнесла к ведению местных хозяйственных судов.
Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компетенцию всех трех ступеней системы хозяйственных судов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хозяйственным судам.
Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению споров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между многочисленными однородными местными хозяйственными судами.
Территориальная подсудность зависит от трех показателей:
2) местонахождение сторон;
3) специфики спора.
По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возникающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возникает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исключить слова «уплатить деньги», а слова « как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги» заменить словами «... являющиеся главный предметом
обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имущества, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обязательства, но не главным, а вытекающим из него.
Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Предусматривается рассматривать их по общему правилу территориальной подсудности, т.е. по месту нахождения ответчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, поскольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.
Имущественные споры должны рассматриваться судом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица участвует его обособленное подразделение (отделение, филиал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рассматриваются с учетом местонахождения этого подразделения.
Дела о признании недействительными актов соответствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.
Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахождения должника.
Из этого общего правила территориальной подсудности существует несколько исключений по отдельным категориям споров.
Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, теперь будут разрешаться хозяйственным судом г. Киева. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсудности.
Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахождения этого органа.
Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претензий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли
бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяйственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.
В-третьих, споры о праве собственности на имущество или об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объясняется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.
В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Законом от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной подсудности не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».
Более четкая формулировка этой нормы по сравнению- с ранее действовавшей направлена на предотвращение споров между хозяйственными судами о подсудности некоторых дел.
По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хозяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозможно рассмотреть его в данном суде. Ранее существовавшая такая возможность по просьбе сторон в новой редакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит неправомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «желательном» для них суде.
§ 2. Подсудность хозяйственных споров
Любой хозяйственный суд обладает конкретной, присущей только ему компетенцией. Поэтому подсудность представляет собой дальнейшее развитие подведомственности, ее конкретизацию применительно к отношениям, складывающимся между органами правосудия. Нормы права о подсудности вытекают из норм, регламентирующих подведомственность, и вместе образуют органически связанное внутреннее единство. Институт подсудности позволяет распределить дела, подведомственные хозяйственному суду, между различными звеньями и другими элементами системы хозяйственных судов.
Итак, подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции (или пространственная компетенция однородных судов).
В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную (см. рисунок 4.4).
Рисунок 4.4
Правила родовой подсудности хозяйственных споров подробно рассмотрены в параграфах 4 и 7 темы 3 данного учебного пособия.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора.
Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору истца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предоставлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (общее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по правилам альтернативной подсудности предъявляются иски:
1) к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков;
2) к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;
3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;
4) к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;
5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора;
6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безоговорочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.
Правила исключительной подсудности действуют лишь в отношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК в редакции Закона от 8 июля 2008 г. следующим образом.
Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.
Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.
Иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).
Заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника.
Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.
Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвестны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.
Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нотариальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия.
Заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.
Подсудность по связи дел. В качестве особого вида территориальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.
Необходимость совместного рассмотрения дел в одном производстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, потребностью исключения возможности вынесения противоречивых решений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.
Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглашением сторон по конкретному делу, именуется договорной (добровольной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пределах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-первых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую подсудность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности являются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.
По общему правилу подсудность, установленная правилами подсудности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК в редакции от 8 июля 2008 г. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотрение спора между ними, ограничивается выбором между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяйственным судом по месту нахождения истца (его филиала).
Однако из данного принципа в 2005 г. было сделано исключение, вызванное тем, что количество дел, приходящихся к рассмотрению на одного судью хозяйственного суда г. Минска, значительно превышало количество дел, рассматриваемых судьями хозяйственных судов областей. Одной из причин существенного увеличения количества рассматриваемых дел хозяйственным судом г. Минска явилось поступление исков на основании договорной подсудности, то есть исков, ответчики по которым находятся на территории других областей и которые согласно правилам общей подсудности подлежали рассмотрению хозяйственными судами этих областей.
Поэтому постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «Об урегулировании нагрузки между хозяйственными судами областей и г. Минска» от 4 марта 2005 г. был определен временный порядок распределения поступающих в хозяйственный суд г. Минска исковых заявлений договорной подсудности между хозяйственными судами областей.
Так, поступавшие в хозяйственный суд г. Минска исковые заявления субъектов хозяйствования - резидентов Республики Беларусь к ответчикам, также резидентам Республики Беларусь, которые не находились на территории г. Минска, направлялись этим судом в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь для передачи на рассмотрение в хозяйственные суды областей с учетом общих правил подсудности и существующей нагрузки. О передаче искового заявления на рассмотрение в хозяйственный суд области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь выносил определение.
Со вступлением в силу изменений, внесенных в ХПК 8 июля 2008 г. Законом № 395-З, снято ограничение в отношении применения института «договорной подсудности». В пророгацион-ном соглашении вновь можно указывать один из семи хозяйственных судов первого звена вне зависимости от того, относятся ли стороны по принципу места своего нахождения к юрисдикции данного суда.
Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.
Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.
Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:
при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
после отвода одного или нескольких судей их замена в данном хозяйственном суде становится невозможной;
ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по месту его нахождения или месту жительства;
обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по месту нахождения большинства доказательств;
одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;
невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.
О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвующим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесения. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
Если нарушитель добровольно не удовлетворяет претензии пострадавшего, они могут быть реализованы в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры.
По общему правилу, принудительная защита гражданских прав и охраняемых законом интересов производится судом. В отдельных случаях возможна защита в административном порядке, когда спор рассматриваются специальные государственные органы (налоговые, таможенные, органы внутренних дел, прокуратура и т.д.).
Судебная система РФ состоит из:
Системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным
Судом РФ;
Мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;
Системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ;
Конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
В систему федеральныхарбитражных судов входят:
- федеральныеарбитражные суды субъектов РФ (например, арбитражный суд Новгородской области);
Апелляционные арбитражные суды, существующие в каждом федеральном округе (а федеральных округов всего 10) в количестве, необходимом для нужд данного федерального округа. Правда, пока эти суды только недавно созданы и отнюдь не в необходимом количестве. В Северо-Западном федеральном округе пока создан только один апелляционный арбитражный суд – в г. Вологде. Планируется в дальнейшем количество апелляционных арбитражных судов довести до 30;
- арбитражные суды федеральных округов РФ, которых всего 10. (например, федеральный арбитражный суд Северо-Западного Федерального округа, находящийся в г. Санкт-Петербурге);
- Высший Арбитражный Суд РФ, которому подчиняются все остальные арбитражные суды.
Подведомственность – это предметная компетенция, т.е. круг дел, которые суды уполномочены рассматривать и разрешать (под какое именно «ведомство подпадает» конкретное дело). Так, судам общей юрисдикции подведомственны все дела об административных правонарушениях, уголовные дела и ряд гражданских дел, кроме экономических споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственных арбитражным судам. Арбитражные суды называются судами специальной юрисдикции, т.к. они рассматривают только упомянутые выше споры.Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают, как уже говорилось, экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие между:
Гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
Юридическими лицами с одной стороны и индивидуальными предпринимателями – с другой.
Если одной из сторон спора будет субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, а другой – обычный гражданин, чьи права нарушены в результате предпринимательской деятельности, то такой спор подсуден суду общей юрисдикции. Те же граждане - индивидуальные предприниматели могут нарушить личные субъективные права друг друга, а не только в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Предположим, один из них одолжил денег другому на покупку личной автомашины. Этот спор никак не касается их предпринимательской деятельности и потому будет рассматриваться судом общей юрисдикции.
Подсудность – это разграничение подведомственных судам споров между отдельными судами того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов). Так, арбитражные суды субъектов РФ рассматривают и разрешают по существу экономические споры по месту нахождения или месту жительства ответчика и т.д. Остальные арбитражные суды (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ) осуществляют только пересмотр дел, уже рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ.