Субъекты земельных отношений. Объекты и субъекты земельных отношений

Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае - как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.

Субъектами земельных правоотношений применительно к конкретным правоотношениям являются:

  • ? собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • ? землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • ? землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • ? арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • ? обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • ? правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Субъектами земельных правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях законодательство признает Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных правоотношений, физические и юридические лица.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут вступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земельных участков, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Земли также могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных правоотношений. Они наделены полномочиями в сфере регулирования земельных правоотношений, поэтому могут быть субъектами земельных правоотношений в сфере управления использованием и охраной земель.

В сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений, субъектами правоотношений выступают исполнительные органы государственной власти.

Юридические лица обладают земельной правоспособностью. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица могут иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Иностранные юридические лица также признаются субъектами земельных правоотношений.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов. Такие особенности устанавливаются земельным законодательством и отдельными федеральными законами для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Так, земельным законодательством установлены ограничения по участию в земельных отношения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц:

  • ? не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации;
  • ? могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Гражданин Федоренко получил по наследству дом и земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Однако Регистрационная палата отказала в регистрации его права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, мотивируя отказ

тем, что Федоренко является гражданином ФРГ. Правомерен ли отказ в регистрации?

Субъекты земельных отношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, т.е. способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.

Объектом земельных правоотношений является то, по поводу чего они возникают. Объектами земельных отношений являются:

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля. При этом земля определяется в первую очередь как природный объект и природный ресурс (ч. 1 ст. 6 ЗК РФ). Как природный объект земля представляет собой часть естественной экологической системы, природного ландшафта, сохранившую свои природные свойства. Земля как природный ресурс - это компонент природной среды, природный объект, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве продукта производств и имеет потребительскую ценность.

В настоящее время законодательно определены два основных института, позволяющих обеспечить рациональное использование и охрану земель: целевое назначение и разрешенное использование.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ все земли РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий и включают земли:

Кроме того, различные категории земель подразделяются на «подкатегории», в зависимости от целевого назначения.

Пример -

Так, земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, как земельная категория, включают такие подкатегории как земли промышленности, земли транспорта, земли связи, земли энергетики и другие.

Разрешенное использование земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ. Зонированию подлежат земли населенных пунктов: в их составе могут выделяться жилые, производственно-деловые, производственные, рекреационные и иные зоны.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При заключении договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, используемого гр. Фроловым для ведения личного подсобного хозяйства, предмет был описан как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. Является ли это изменением разрешенного использования? Правомерно ли это?

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Pci) классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Правовая характеристика земель как объекта земельных отношений, содержащая указание на круг важнейших правовых отношений, складывающихся по поводу земли, именуется правовым режимом земель. По мнению О.И. Крассова, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, также мер по охране земель посредством установления основного целевого назначения земель, территориального зонирования, ограничения прав на землю, публичных сервитутов и разрешенного использования 1 .

Земельный участок - это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на которую распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в ЗК РФ.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений компетентных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

ПриразЭелезез?югог/час»2каобразуютсянесколькоземельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При этом у собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

Части земельных участков также выступают в качестве объектов земельных правоотношений. Сервитут, как правило, устанавливается в отношении части земельного участка, определяемой соглашением сторон или судебным решением. Ограничения прав на землю в виде охранных зон также представляют собой регламентацию режима деятельности по использованию части земельного участка. Часть земельного участка может выступать в качестве предмета договора аренды. Если в аренду сдается часть земельного участка, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

Судебная практика -

Если по договору аренды, заключенному на срок год и более, допускается пользование частью земельного участка, здания, сооружения или помещения, то в соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 ст. 26, п. 10 ст. 33 Закона о регистрации прав представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» ).

  • Вестник ВАС РФ. 2012. № 1. Январь.

Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект объект – вопрос охраны
2) земельные участки - определенная часть территории, имеющая индивидуальные границ, установленные в соответствии с законодательством
3) части земельных участков
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Часть земельного участка может быть объектом земельных отношений только до его раздела. Если же происходит раздел, то часть земельного участка перестает быть объектом земельных отношений, поскольку вместо нее возникает другой объект - новый земельный участок
Земельный участок можно разделить в случае, если это не приведет к возникновению нового земельного участка меньше предельного размера, установленного для земельных участков определенного целевого назначения
Субъекты: физические и юридические лица, РФ, ее субъекты и муниципальные образования. Однако в ст. 5 ЗК не указаны такие участники, которые названы непосредственно в ст. 9 Конституции, а вслед за ней и в ст. 3 ЗК, - народы РФ
В ст. 5 ЗК участниками земельных отношений именуются:
собственники земельных участков - лица, имеющие право собственности на земельные участки
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на правах постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или на правах безвозмездного срочного пользования земельным участком
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на правах пожизненного наследуемого владения земельным участком
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками
Таким образом, следует, что участником земельных отношений является лицо, обладающее правом на земельный участок, предусмотренным земельным законодательством. Возможно, поэтому к участникам земельных отношений не отнесены народы РФ, а также лица, обладающие правом доверительного управления земельным участком, установленным гражданским законодательством. Учредителем доверительного управления земельным участком может быть только его собственник
К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица, не имеющее доказательства наличия гражданства. В настоящее время только граждане РФ могут иметь землю на любом праве, предусмотренном законодательством. Они ограничены лишь в возможности приобретения постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и правах безвозмездного срочного пользования земельным участком
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это определение по ГК, которое не учитывает особенности участия юридических лиц в земельных отношениях, то придется признать, что юридическое лицо может иметь земельный участок только на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Между тем ни в одном законодательном акте не говорится о том, что юридическое лицо может иметь земельные участки на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Напротив, в ЗК организации наряду с правом собственности на земельные участки могут иметь их на иных правах: правах постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, праве аренды и сервитуте. Отсутствие в ГК упоминания о данных правах объясняется тем, что организации могут иметь земельные участки в соответствии с нормами земельного (а не гражданского) права.
РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в земельных отношениях как публичные образования в интересах общества. Поэтому они прежде всего осуществляют управление землей, в том числе находящейся в частной собственности (посредством проведения землеустройства, земельного контроля и т.п.). В собственных интересах, т.е. в части совершения сделок с земельными участками, они должны выступать на равных началах с иными участниками земельных отношений
В соответствии с ГК от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований органы государственной власти или ОМС в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также юридические лица и граждане могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде
Непосредственно публичные образования могут иметь землю только на праве собственности. Создаваемым ими организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), а также ОГВ и ОМС предоставляются отдельные земельные участки на правах безвозмездного срочного пользования земельным участком

  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс. Ресурс – вопрос рационального использования, объект – вопрос охраны 2) земельные участки...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.


  • Различные точки зрения объекта : 1. Монистическая единый объект правоотношений -поведение чел-ка.
    преимущественно являются субъектами земельных


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.


  • Круг субъектов наследственных правоотношений может определяться как при помощи завещания, так и на основани.
    Объекты наследственных правоотношений .
    Достаточно скачать шпаргалки по земельному праву - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Различные точки зрения объекта : 1. Монистическая единый объект правоотношений -поведение чел-ка.
    преимущественно являются субъектами конституционных, административных, земельных , финансовых, уголовно-правовых...


  • Субъекты и объекты земельных правоотношений . Объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс.
    Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений .

Найдено похожих страниц:10


Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Субъекты прав на землю – это лица, которые приобрели права на земельные участки, в установленном законом порядке. Субъекты прав на земельный участок, субъекты земельных и гражданских правоотношений совпадают.

Лица – обобщающее понятие для всех субъектов гражданских прав. Ст. 5 ЗК определяет, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования .

Под физическими лицами гражданское законодательство понимает граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28.11.1991г. «О гражданстве Российской Федерации». Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ. Лицо, которое не имеет доказательств о принадлежности к другому государству и при этом не является гражданином РФ, считается лицом без гражданства (апатрид). Тот, кто наряду с российским гражданством, имеет гражданство другой державы, является лицом с двойным гражданством (бипатрид).

Средствами индивидуализации граждан являются имя (которое, как правило, состоит из имени собственного, отчества и фамилии) и место жительства. В соответствии с ст. 19 ГК, гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК).

Для того чтобы быть субъектом гражданских прав, лицо должно обладать совокупностью установленных законом качеств, которыми являются правоспособность и дееспособность. Понятие и содержание гражданской правоспособности граждан раскрывается в Гражданском кодексе (ст. 17; 18; 21).

Гражданская правоспособность это способность иметь гражданские права и нести обязанности. У граждан РФ она возникает с момента рождения, прекращается смертью и признается в равной степени за всеми. Земельная правоспособность граждан – способность иметь права на земельный участок и нести связанные с этим обязанности, определенные земельным законодательством . В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (ст. 34 ЗК).

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. У граждан полная дееспособность возникает с 18 лет. Гражданское законодательство предусматривает 2 исключения из этого правила – эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетия. При вступлении несовершеннолетнего в брак, он приобретает полную дееспособность с момента заключения брака. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, которое производится по решению органа опеки и попечительства, а при несогласии родителей, усыновителей или попечителей, по решению суда. Несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по найму, либо занимается предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство наделяет частичной дееспособностью малолетних детей в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних – от 14 до 18 лет. Однако земельная дееспособность, т.е. способность своими действиями осуществлять права на земельный участок и нести обязанности, возникает не постепенно, а сразу и только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, т.к. земля находится в режиме недвижимого имущества и все сделки с земельными участками должны проходить государственную регистрацию. Гражданское законодательство определяет, что подобные сделки неправомочны совершать ни несовершеннолетние лица, ни, тем более, малолетние.

Правоспособность и дееспособность – неотъемлемые качества субъекта правоотношений. Никто не может быть не только лишен их, но даже ограничен иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом. Необходимо учесть, что такие ограничения в области земельных правоотношений могут быть установлены только федеральным законом, что вытекает из смысла ст. 9 ЗК РФ.

Способность нести самостоятельную юридическую ответственность за совершенные деяния называется деликтоспособностью. Только деликтоспосбный гражданин может быть привлечен к юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Деликтоспосбность является частью дееспособности.

Например, собственником земельного участка может стать даже малолетний ребенок буквально с рождения, в случае, если он получил его в наследство или в дар. Право быть собственником имущества, в том числе в виде земельного участка – неотъемлемое право любого гражданина. Однако осуществить свои права в реальных действиях, например, использовать по своему усмотрению, продать или подарить земельный участок, он сможет, только достигнув совершеннолетия, т. е. с момента возникновения дееспособности в полном объеме, равно как и нести ответственность за соблюдение земельного и иного законодательства при осуществлении своих прав на землю. Права несовершеннолетних собственников реализуют их законные представители. ЗК РФ предоставляет законным представителям несовершеннолетнего собственника предавать земельный участок в аренду, в случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, на срок до достижения наследниками совершеннолетия (п. 10 ст. 22).

Граждане, в соответствии с ЗК, могут быть субъектами права собственности, пожизненного наследуемого владения (если оно было предоставлено до введения в действие ЗК РФ или унаследовано); права постоянного (бессрочного) пользования (если оно предоставлено в установленном законом порядке до введения ЗК РФ в действие); обладать правом на служебный надел; арендовать земельный участок; быть владельцами сервитута.

Субъектами прав на землю так же являются юридические лица.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Право - и дееспособность юридические лица возникает одновременно с момента государственной регистрации.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на праве аренды. Юридические лица, определенные ст. 20 ЗК, могут быть субъектами права постоянного бессрочного пользования либо права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельные участки в зависимости от видов его организационно-правовой формы.

Особого рассмотрения требуют права иностранных граждан и иностранных юридических лиц на земельные участки. Если иностранные граждане - это лица, не имеющие российского гражданства, но являющиеся гражданами другого государства, то иностранными юридическими лицами признаются организации, учрежденные за пределами РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К тому же их права могут дополнительно ограничиваться, но только на основании федерального закона. Такие ограничения устанавливаются Земельным кодексом РФ.

Юридическим основанием установленных ограничений является норма ст. 9 Конституции РФ, где определено, что земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное конституционное положение можно толковать как принцип приоритета прав на землю граждан РФ перед правами иностранцев.

Параметры ограничения правосубъектности иностранных граждан и иностранных юридических лиц заложены в п. 2 ст. 5 ЗК РФ, где говориться, что права этих лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК и федеральными законами. Таким образом, основные ограничения содержаться именно в области приобретения права собственности иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.

Если учесть, что названные лица, не могут обладать земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, то ограничения не затронули только право аренды, где у иностранных граждан и юридических лиц тот же объем право- и дееспособности, что и у российских.

Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования как субъектов земельных отношений объединяет их общая публичная природа. В земельных отношениях они выступают в двух качествах: как регуляторы земельных отношений по поводу земель, составляющих их территорию, и как собственники земель. Если в первых отношениях эти лица проявляют свой публично-властный характер, то в отношениях по поводу права собственности они участвуют на равных началах с другими субъектами гражданского оборота и гражданских отношений. П. 2 ст. 124 ГК РФ определяет, что к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Согласно ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления.

Земельный кодекс определяет, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут владеть земельными участками на праве собственности. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК, они участвуют в гражданских отношениях на равных основаниях с другими лицами, однако, публичные образования являются субъектами исключительно права собственности. Ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривает оснований возникновения иных вещных или обязательственных прав у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Земельное законодательство для обозначения некоторых субъектов прав на землю применяет специальные понятия, определение некоторым из которых дается в п. 3 ст. 5 ЗК:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Всех выше перечисленных лиц можно объединить под единым понятием «правообладатели земельных участков». При этом у каждого права свой круг субъектов, установленный законодательством.

3. Понятие и содержание права собственности на землю.

Право собственности занимает центральное место в системе прав на землю, так как все остальные права являются производными от права собственности. Только собственник может уступить часть своих правомочий, передав земельный участок другому лицу на каком – либо праве. Таким образом, как правило, иные права на землю возникают в результате волеизъявления собственника.

В юридическом плане право собственности – это закрепление правовыми нормами определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющимся собственником данной вещи . Право собственности – центральный институт гражданского права. Право собственности на землю – институт не только гражданского, но и земельного права. Его содержание определяется нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Поэтому институт права собственности на землю рассматривается в качестве важнейшего института земельного права.

Право собственности – наиболее полное по объему право, дающее обладателю наибольшую свободу в осуществлении своих правомочий. Правомочия – волевые, т.е. основанные на автономии, независимости воли лица действия, которые собственник вправе осуществить по отношению к своему имуществу.

По общему правилу гражданского законодательства, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК). Собственнику принадлежат права по владению, пользованию и распоряжению имуществом и это как раз и составляет триаду правомочий собственника.

В Гражданском кодексе отдельно подчеркивается, что содержание права собственности на землю таково же по своему объему, как и по отношению к любому другому имуществу. Однако, ввиду особой ценности объекта отношений, коим является земельный участок, правомочия собственника существенно ограничиваются. Основные принципы правового регулирования права собственности на землю заложены в ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Таким образом, основанием для установления ограничений является необходимость охранять землю как часть природной среды, а так же права и законные интересы других лиц. При этом круг лиц, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении землепользования, не исчерпывается правообладателями земельных участков, а включает в себя всех, проживающих на данной территории людей. На это прямо указывает норма п. 1 ст. 9 Конституции: «Земля и другие природные ресурсы и используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В Конституции так же указывается, что условия, и порядок пользования землей, определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Таким законом, прежде всего, является кодифицированный нормативный акт, обладающий большей юридической силой по сравнению с иными специальными законами – Земельный кодекс Российской Федерации. При этом регулирование земельных отношений основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (п. 11 ст.1 ЗК РФ). Пределы оборотоспособности земли устанавливаются земельным и другим природоресурсным законодательством, на которое содержится прямая ссылка в п. 3 ст. 129 ГК, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Владение – право хозяйственного господства над имуществом. По отношению к земельному участку чаще всего выражается в огораживании, установке межевых знаков, возможности для юридических лиц числить земельный участок на балансе.

Пользование – извлечение полезных свойств вещи. Как известно, землю можно использовать в двух видах:

· Как средство производства и одновременно условие труда – в сельском и лесном хозяйствах;

· Как базис для размещения объектов, причем как природных, так и рукотворных.

Можно однозначно сказать, что земля используется во всех сферах деятельности человека. По общему правилу использует имущество только тот, кто им фактически обладает, т.е. владелец.

Пользование земельным участком может осуществляться только в соответствии с его целевым назначением. К тому же использовать земельный участок собственник может только в формах, прямо предусмотренных земельным законодательством. Таким образом, действует разрешительный характер земельного права.

Распоряжение – определение юридической судьбы вещи. В основном это выражается в праве совершать гражданско-правовые сделки, сопровождающиеся сменой собственника или без таковой, а так же иные юридически значимые акты.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам, не ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, оставаясь при этом собственником этого имущества, отдавать свое имущество в залог, совершать с ним иные сделки.

Собственник имеет не только права, но и обязанности. В соответствии с ст. 210 ГК РФ каждый собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По отношению к земельному участку это означает, что собственник в первую очередь уплачивает земельный налог. В соответствии с п. 7 ст. 1 ЗК РФ, любое использование земли осуществляется за плату. Закон «О плате на землю» определял, что налог устанавливается для стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а так же для выравнивания социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества. В настоящее время земельный налог относится к местным налогам и устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Основные начала земельного налога определены гл. 31 ч. II Налогового кодекса РФ. К тому же собственник за счет собственных средств обеспечивает охрану и защиту земельного участка, к чему его обязывает земельное законодательство.

Согласно ст. 211 ГК собственник несет риск случайной гибели или повреждения имущества. Это относится к случаям, когда гибель или повреждение произошли не по воле человека, либо виновного нельзя установить. Земля, в силу своих физических свойств, является неуничтожимой вещью. Однако земельный участок может быть испорчен, что проявляется в утрате или существенном снижении свойств земельного участка, что делает невозможным или затрудняет использование его по целевому назначению. В отношении земельного участка это может происходить в результате стихийных бедствий, антропогенных явлений глобального характера и т.п. (сели, наводнения, засухи, кислотные дожди, военные действия и т.п.).

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Государственно-правовое соотношение и отношения Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований предусматриваются в ст. 5, 12, 71-73, 76, 131-133 и др. Конституции РФ. Их имущественное положение и полномочия регулируются ст. 124-126 ГК РФ, где предусматриваются также понятия, имущественные права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:

1) как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;

2) как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены. Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. и в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др.

Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В ГК РФ раскрываются понятия граждан (физических лиц) с их именем, местом жительства, правоспособностью, дееспособностью, предпринимательской деятельностью и имущественной ответственностью; с учетом этого можно говорить о земельной правоспособности и дееспособности граждан. Для характеристики юридического лица применяется обозначение их участия в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях (ст. 48 ГК РФ).

Земельная правоспособность – определенная законом способность субъекта быть носителем земельных прав и обязанностей. Граждане обладают земельной правоспособностью от рождения. Юридические лица - с момента государственной регистрации.

Земельная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять земельные права права и создавать для себя земельные обязанности и исполнять их.

Дееспособность граждан может быть полной (по достижении ими совершеннолетия, а в отдельных установленных законом случаях - до него) и ограниченной (дееспособность граждан в возрасте от 16 до 18 лет).

Дееспособность юридических лиц наступает одновременно с правоспособностью.

Дееспособность включает в себя и деликтоспособность (деликт - ответственность), т.е. способность самостоятельно нести ответственность за совершенные правонарушения.

Субъекты земельных правоотношений в зависимости от того, на каком праве принадлежит им земельный участок, могут именоваться собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельных участков – это лица, которые владеют, пользуются и распоряжаются земельными участками на праве собственности.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

Землевладельцы - лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами).

3. Объекты земельных правоотношений

Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

Земля как природный объект и природный ресурс;

Земельные участки;

Части земельных участков.

Действующее законодательство не раскрывает понятия земли, а также понятие земли как природного объекта и земли как природного ресурса, определяя лишь понятие земельного участка. Вместе с тем согласно п 1. ст. 1 ЗК РФ земля воспринимается законодателем одновременно как природный объект, природный ресурс, используемые как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

При определении соотношения понятий земля как природный объект, земля как природный ресурс и земельный участок, в науке и практике встречаются различные подходы. Так в литературе отмечается, что земля как природный объект и как природный ресурс выступает общим объектом земельных правоотношений, а земельный участок непосредственным объектом земельных отношений (См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) 2-е изд., перераб. / Крассов О.И. М.: Норма, 2009. По мнению Крассова О.И. земля как природный объект и природный ресурс не может быть объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких либо ещё отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и значимые признаки объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок.

Дамбиева Т.В. считает, что понятие земли в целом подлежит исключению из числа объектов земельных правоотношений, поскольку все земельные участки на территории РФ подлежат кадастровому учету и в перспективе не должно остаться не учтенной земли.

Однако необходимо признать, что объектом земельных правоотношения является не только земельный участок, но и земля, земли, отдельные категории земель. Вся территория нашей страны не разграничена на отдельные земельные участки. Поэтому в публичной собственности, например, могут быть не только земельные участки, но и земли, а также отдельные категории земель. Например, в государственной собственности находятся земли таких категорий как земли лесного фонда, земли водного фонда.

Понятие земли как объекта правоотношений необходимо выделять также в целях общей её характеристики как объекта государственного и муниципального управления.

Понятие земельного участка закреплено в п.3.ст. 6 ЗК РФ. (знать понятие)

Для того чтобы часть земли была признана земельным участком, он должен отвечать определенным признакам, т.е должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких его характеристик, с помощью которых возможно однозначно отличить данный участок от других земельных участков.

К уникальным характеристикам объекта недвижимости применительно к земельным участкам ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относит кадастровый номер, дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ, юридический адрес и площадь земельного участка (п. 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 7).

Определение земельного участка, данное в ст. 6 ЗК РФ соответствует ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подтверждающей возможность существования и государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества только при наличии у него уникальных характеристик.

Индивидуальные характеристики присваиваются земельному участку при постановке земельного участка на кадастровый учет. Индивидуальные характеристики земельного участка содержатся в документах государственного кадастра недвижимости.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Органом кадастрового учета являетя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы.

Земельный участок как объект земельных отношений имеет также следующие характеристики. Он принадлежит к одной из категорий земель, названных в ст. 7 ЗК РФ. В отношении земельного участка должна быть определена цель его использования или вид разрешенного использования.

Принадлежность земельного участка к той или иной категории земель, его целевое (разрешенное) использование характеризуют правовой режим земельного участка, то есть особенности его использования и охраны .

В отношении всех правообладателей земельных участков установлена обязанность их использования в соответствии с принадлежностью к категории и разрешенным использованием.

Порядок и особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, а также порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории урегулированы в ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

По общему правилу перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о переводе земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую. Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственно власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка. Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Закона N 172-ФЗ).

Понятия целевого назначения и разрешенного использования в законодательстве не определены. В науке единое мнение по вопросу о том, что понимать под данными понятиями отсутствует.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Вид разрешённого использования земельного участка - это главный параметр, определяющий возможные способы использования земельного участка и объектов капитального строительства на нем расположенных.

В ст. 37 Градостроительного кодекса определены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства :

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования ;

3) вспомогательные виды разрешенного использования , допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Понятие "разрешенное использование" четко привязано ЗК РФ к зонированию территорий: упомянутая ст. 7 говорит о разрешенном использовании "в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов". Зонирование же территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов , в которых согласно ст. 85 ЗК РФ в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель в настоящее время не подлежат территориальному зонированию.

(градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6ст 1. ГРдсК);

территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7ст 1. ГРдсК);

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9ст 1. ГРдсК))

Появление в действующем ЗК РФ норм о разрешенном использовании земельных участков (Земельный кодекс РСФСР 1991 г. его не упоминает) связано со вступлением в силу в 1998 г. ГсК РФ, который определял разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве как использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также сервитуты.
Разрешенное использование применялось только в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, для которых характерно наличие разнородных по своему назначению зон (сельскохозяйственного использования, производственных, рекреационных), предполагающих различный правовой режим.
ЗК РФ установил обязательность определения разрешенного использования земельного участка при его предоставлении для строительства. Однако строительство может осуществляться не только на землях населенных пунктов, но и на землях иных категорий (в основном промышленности и другого специального назначения), если это соответствует их целевому назначению. Таким образом, разрешенное использование применяется по отношению к земельным участкам, подлежащим застройке, независимо от категории земель. Это подтвердил и принятый в 2004 г. Градостроительный кодекс РФ: виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне . При этом Градостроительный кодекс РФ существенно развил понятие разрешенного использования земельных участков. Кроме того, он установил круг земель, на которые градостроительные регламенты не распространяются, и земель, для которых такие регламенты не устанавливаются. К последним относятся земли лесного фонда, земли, покрытые поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.
По смыслу норм ГсК РФ при отсутствии градостроительного регламента вид разрешенного использования не устанавливается. И действительно, данный Кодекс не требует определения вида разрешенного использования в отношении названных выше земель и земельных участков. В пункте 7 ст. 36 ГсК РФ указано, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами; а использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Термин "использование" употребляется в данном контексте как режим использования, который может включать, например, ограничения на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности.

Однако в последние годы сложилась практика установления вида разрешенного использования при оформлении документов на земельный участок, независимо от категории и вида земель, на которых он расположен . Даже Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в ст. 7 в составе сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке как объекте недвижимости, наряду с категорией земель, к которой отнесен земельный участок, называет разрешенное использование. Причем оговорка о том, что это требование распространяется только на земельные участки, на которых действуют градостроительные регламенты, или на земельные участки в установленных законом случаях, отсутствует.
Но поскольку ни ЗК РФ, ни ГсК РФ не говорят об обязательности определения вида разрешенного использования любого земельного участка, то и порядок такого определения в случаях отсутствия градостроительного регламента они не закрепляют. Соответственно, не ясно, каким образом происходит определение вида разрешенного использования земельного участка.

Наиболее очевидным решением данного вопроса было бы законодательное закрепление для земельных участков, в отношении которых не устанавливаются градостроительные регламенты и на которые такие регламенты не распространяются, порядка определения вида разрешенного использования по принципу, который применяется к остальным земельным участкам: устанавливать актами соответствующих органов власти перечни видов разрешенного использования для каждой территории, на основании чего заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка, права на который он оформляет. Однако поскольку речь идет в основном о землях, предполагающих особый режим использования и охраны, то к расположенным на них земельным участкам должно применяться иное правило - вид разрешенного использования должен выбираться в соответствии с решением уполномоченного органа. Поэтому необходимо установить перечень полномочий органов власти, действующих в отношении тех или иных земельных участков, порядок и сроки принятия ими решений, перечень необходимых для этого документов, способы обжалования принятых решений и т.д. Кроме того, представляется, что принимаемое решение должно согласовываться с лицом, оформляющим права на земельный участок. При этом важно установить, по каким основаниям полномочным органом будет определяться вид разрешенного использования конкретного земельного участка. Должен ли такой орган утверждать перечни видов разрешенного использования по территориям, на которых не действуют градостроительные регламенты, или они утверждаются законом?
Данное правило должно быть четко сформулировано в федеральном законе (поскольку речь идет о правах граждан и юридических лиц) - и это должен быть ЗК РФ (а не ГсК РФ), так как норма будет касаться земельных участков, не предназначенных под застройку.
В 2007 г. Минэкономразвития России разработало Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. В этом документе был установлен перечень видов разрешенного использования для данной категории земель. Аналогичные классификаторы установлены и для земель иных категорий (в том числе земель промышленности, сельскохозяйственного назначения). На местном уровне эти классификаторы использовались органами власти при принятии решений о разрешенном использовании земельных участков; однако методические рекомендации не являются обязательным документом.

В 2010 г. ЗК РФ был дополнен положением о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В ст. 6 ЗК РФ в качестве объекта земельных правоотношений выделена часть земельного участка .

Определение части земельного участка ЗК РФ не дает. Вместе с тем вопрос о возможности части земельного участка быть объектом земельных отношений является дискуссионным..

По ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возможность осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка без возникновения нового земельного участка предусматривается. В таком случае новый земельный участок как объект земельных отношений не образуется, в связи с чем можно говорить о существовании такой части земельного участка, как индивидуально определенной недвижимой вещи.

В частности, допускается учет части земельного участка, на котором расположены отдельные типы сооружений, в том числе линейные сооружения (ч. 10 ст. 25), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (ч. 12 ст. 25), в связи с установлением ограничения (обременения) (ч. 13 ст. 25). Для указанных целей в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требуется подготовка межевого плана, в том числе определение координат характерных точек границ части земельного участка.

Часть земельного участка может являться объектом земельных отношений, но далеко не во всех случаях. Так, например, в постановлении Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"*(18) указано, что судам следует иметь в виду, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.

Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).

Там же отмечено, что судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию тоже земельным участком. Данным законом также урегулирован порядок и условия создания на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков.

См. также способы образования земельных участков (п.1 ст. 11.2, а также п.1.ст. 11.4, п.1 ст. 11.5, п.1ст.11.6, п. 1 ст. 11.7,


Похожая информация.