То фоив расшифровка. Система государственного управления

Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого, исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция и т.д.), и при недостаточном контроле со стороны общества возможна узурпация исполнительными органами полноты власти.

Согласно мировой практике исполнительная власть ответственна перед законодательной (представительной) властью и выполняет распорядительные регулирующие и контрольные функции. Распорядительные функции распространяются на государственный сектор, субъекты естественных монополий, акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Регулирование осуществляется мерами финансовой, кредитной, инвестиционной политики. При этом распорядительные и регулирующие полномочия далеко не совпадают. Там, где это необходимо, действует государственный надзор и контроль. Исполнительная власть выступает с законодательной инициативой, издает собственные нормативные правовые акты.

Конституционные полномочия Президента РФ свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Он формирует высшую исполнительную власть, не являясь ее субъектом, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию формулируют основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство РФ координирует деятельность подведомственных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти.

Установленная Указом Президента РФ структура федеральных органов исполнительной власти служит инструментом проведения политических и экономических реформ, осуществления полномочий государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ;
  • министерства РФ;
  • другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет самостоятельно государственную власть наряду с Президентом, парламентом, судами и органами власти субъектов РФ.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально- культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Конституция РФ определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это - Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. На практике в состав Правительства включаются должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в соответствии с Указом Президента.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Ответственность Президента за персональный состав и структуру Правительства с парламентом не разделена. Президент формирует Правительство и этим уже берет на себя ответственность за его работу. Отставка всего состава или некоторых министров в определенных ситуациях может квалифицироваться как исправление ошибок при формировании Правительства.

В СССР правительство формировал парламент - Верховный Совет. Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения премьера включает проведение консультаций с победившими на выборах партиями; только после этого производится выбор кандидатуры.

В России есть небольшой опыт функционирования правительства, сформированного при активном участии парламента, это правительство во главе с Е.М. Примаковым (конец 1998 - начало 1999 гг.).

В США функции правительства выполняет администрация президента, который одновременно является главой администрации (правительства); отсутствуют должности премьера и вице-премьеров.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • проводит единую государственную экономическую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • реализует меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ и другими странами.

На Правительство возлагается обязанность обеспечения нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет руководство и координацию работы исполнительных органов субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

  1. стратегическое планирование;
  2. нормотворчество;
  3. оперативное управление.

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводятся теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование; привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. специально создан Центр стратегических исследований, который привлек для работы более 200 ученых и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти. Правительство активизировало законотворческую деятельность в последние 2-3 года.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручениям вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходят несколько ступеней (стадий): министерство - министр - руководитель аппарата Правительства - департаменты аппарата Правительства - секретариаты вице-премьеров Правительства - вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно, без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива - отклониться.

Заседания Правительства проводятся его Председателем не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Рабочим органом Правительства РФ является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства РФ и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Аппарат Правительства кроме департаментов включает секретариаты премьер-министра и вице-премьеров.

Он функционирует по трем направлениям:

  1. экспертная оценка входящих проектов;
  2. документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.);
  3. кадровая работа.

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.

При Правительстве РФ функционирует сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты.

Так, Продовольственная комиссия решает вопросы формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечения поставки селу материально-технических ресурсов, координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок не более одного месяца органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым данные решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

Для повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

К организационным формам федеральной исполнительной власти относятся министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерства РФ

Министерство РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ. федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утвержденном Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Федеральные службы России и федеральные агентства

Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство - генеральный директор федерального агентства.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.

Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.

Для усиления координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с массовой приватизацией организационная структура федеральных министерств и ведомств претерпела существенные изменения. Одни ведомства оказались ненужными, другие появились заново, на базе некоторых образовались частные или получастные управленческие структуры. Тем не менее, общее их количество (около 70) возросло по сравнению с 1991 г.

Министерства и ведомства не имеют полномочий вмешиваться ни в производственную, ни в финансовую деятельность предприятий, если они не находятся в федеральной государственной собственности. Они перестают быть «штабами отрасли», участниками хозяйственной деятельности и сосредоточиваются на разработке научно-технической, инновационной политики в своих отраслях.

Реализуется концепция разделения по разным ведомствам политических и хозяйственных функций; на выполнении политических функций специализируются министерства как госучреждения; для управления выполнением хозяйственных функций создаются акционерные общества с пакетом акций, находящимся в государственной собственности, хозяйственная деятельность подвергается полному разгосударствлению; государственная служба жестко отделяется от коммерческой деятельности; сохраняется надлежащий контроль за хозяйственно-управленческими структурами в отношении выполнения ими финансовых обязательств перед государством.

Власти РФ представляет собой институт, осуществляющий государственное управление. Он обладает определенной степенью юридической самостоятельности. Рассмотрим далее, какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ.

Общая характеристика

Орган исполнительной федеральной власти представляет собой особую организацию. Она учреждается государством. К основным задачам исполнительных органов относят реализацию и обеспечение выполнения законных и прочих нормативных актов, функций госуправления во всех областях жизни страны. Свою деятельность указанные институты осуществляют, используя специальные методы и формы. Все они обладают соответствующей структурой, властными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих.

Признаки

Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института.

Принципы работы

Деятельность исполнительных структур базируется на следующих положениях:

  1. Обеспечение территориальной и государственной целостности страны.
  2. Распространение суверенитета РФ в пределах ее границ.
  3. Верховенство Конституции.
  4. Единство системы госвласти.
  5. Разграничение полномочий и предметов ведения между государственными институтами.
  6. Разделение госвласти на три направления.

Компетенция

Исполнительные федеральные органы наделены особыми полномочиями. Они реализуются в специальных формах. Институты обладают конкретной компетенцией, закрепленной в нормативных актах. В нее, как правило, входят права, обязанности, задачи, ответственность и полномочия. В содержание последних включены:


Классификация

В современную систему федеральных органов исполнительной власти входят институты, наделенные законодательной инициативой. Они обладают также государственными полномочиями по принятию нормативных актов и контролю их исполнения. По характеру компетенции различают институты межотраслевой, общей и отраслевой направленности. Последние руководят работой подчиненных им секторов.

К примеру, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Минздрав, Комитет по металлургии и так далее. Институты межотраслевой направленности реализуют специальные полномочия. Они выполняют общие для сфер управления и отраслей задачи. Ими, например, являются Минфин, Минэкономразвития и прочие. Исполнительные органы могут быть коллегиальными или единоначальными. К первым следует относить организационно оформленные группы лиц, которые принимают решения большинством голосов. Это, например, госокмитеты, правительство. В единоначальных органах утверждение решений осуществляется руководителем единолично.

Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти?

Конституция и иные нормативные документы устанавливают разграничение законодательных, судебных и распорядительных институтов. В современную систему федеральных органов исполнительной власти не входят, таким образом, Госдума, Федеральное Собрание, ВС, ВАС и прочие суды России. Закон допускает осуществление совместной деятельности региональных, местных и государственных институтов управления. При этом в нормативных актах установлен перечень вопросов, которые могут относиться к общему ведению. Система федеральных органов исполнительной власти РФ является многоуровневой. Институты, которые включены в нее, могут создавать территориальные подразделения и контролировать их работу. В этом случае последние являются подотчетными и также входят в систему федеральных органов исполнительной власти.

Внутреннее устройство

Президент своим Указом от 10 января 1994 года определил, какие структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Институт, в частности, формируют:

  1. Правительство России.
  2. Министерства.
  3. Госкомитеты.
  4. Главное управление госохраны.
  5. Федеральные службы.
  6. Агентство правительственной информации и связи.
  7. Налоговый департамент.
  8. Федеральный надзор РФ.

Институт составляют также:


Министерства и ведомства

Институты, которые входят в систему федеральных органов исполнительной власти, имеют некоторые отличия. Так, министерства проводят госполитику и осуществляют управление в конкретной сфере деятельности. Они также координируют в установленном секторе работу других институтов, которые также входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Руководство министерством осуществляется должностным лицом, включенным в состав правительства. Ведомства считаются относительно самостоятельными институтами. Их руководители не включаются в состав правительства. Ведомства также не выступают как структурные подразделения министерств. Их работу координирует непосредственно Правительство страны.

Госкомитет и комиссия

Эти институты входят в систему федеральных органов исполнительной власти для осуществления межотраслевой координации по вопросам, которые относятся исключительно к их ведению. Их работа осуществляется на коллегиальной основе. Госкомитет и комиссия осуществляют и функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности. Руководителями этих институтов именуются председателями. Они не включаются в состав Правительства.

Другие институты

Среди прочих органов стоит отметить федеральную службу, российское агентство и надзорную инстанцию. Эти институты осуществляют специальные функции в определенных сферах деятельности. В частности, они реализуют исполнительные, регулирующие, разрешительные, контрольные и прочие задачи. Российским агентством руководит генеральный директор. Надзорную инстанцию возглавляет начальник. Управление федеральной службой осуществляется директором.

Правительство

Оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Конституцией и ФЗ. Правительство - коллегиальный институт. Он является высшим органом власти и возглавляет исполнительную ветвь. Правительство формируется из:

  1. Председателя.
  2. Заместителей (первых в том числе).
  3. Федеральных министров.

В предусмотренных законодательством случаях председатель временно выполняет обязанности главы государства. При его отсутствии его полномочия исполняет один из заместителей согласно оформленному письменно распределению.

Председатель правительства

Назначение и освобождение этого лица от должности осуществляется главой государства в порядке, предусмотренном в Конституции. При снятии председателя с поста правительство автоматически уходит в отставку. Но при освобождении должностного лица от обязанностей глава государства вправе перепоручить их одному из заместителей. Срок временных полномочий может составлять до 2 мес. Назначение на должность и освобождение от нее заместителей, а также федеральных министров осуществляется президентом по представлению председателя правительства.

Деятельность

Правительство России координирует и управляет работой федеральных министерств и других государственных исполнительных органов, контролирует их деятельность. Они, в свою очередь, находятся в подчинении высшего института и несут перед ним ответственность за реализацию поставленных задач. Правительство утверждает положения об исполнительных федеральных органов. Исключением являются те, руководство которыми относится к компетенции президента. Правительство назначает на должность и снимает с нее:


Правительство вправе подать в отставку. Она или отклоняется, или принимается президентом. Глава государства может принять по своей инициативе решение об отставке высшего исполнительного органа, а также в случаях, установленных Конституцией. К последним, например, относится выражение недоверия или отказ Госдумы от доверия правительству.

Нормативные акты

Правительство России вправе издавать распоряжения и постановления. Оно также обеспечивает их реализацию. Распоряжения и постановления подписываются председателем. Эти нормативные акты обязательны на всей территории государства. Все постановления, которые издает правительство, должны быть опубликованы в официальном государственном издании. Исключение составляют те нормативные акты, в которых присутствует информация, относящаяся к гостайне. Опубликование должно быть произведено не позднее 15 дней с даты принятия. В случае необходимости незамедлительного обнародования среди населения постановления должны быть доведены до всеобщего сведения безотлагательно через СМИ. Нормативные акты правительства не могут противоречить Конституции. В случае несогласованности распоряжений и постановлений с положениями Основного закона, ФЗ и указов президента они отменяются главой государства. Правительство обладает полномочиями принимать заявления, обращения и прочие акты, не обладающие правовым характером.

Заседания

Правительство собирается не реже раза в месяц. На заседаниях может присутствовать президент в качестве председателя. В соответствии с предусмотренным порядком, в них также вправе участвовать представители:

  1. Палат ФС.
  2. КС, ВС, ВАС.
  3. Генпрокуратуры.
  4. Счетной палаты.
  5. ЦБ и прочие лица.

Федеральные министры и заместители председателя присутствуют на заседаниях лично. При невозможности своего участия они обязаны проинформировать об этом высшее должностное лицо правительства.

исполнительный власть федеральный кадастр

Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов.

Классификация органов исполнительной власти следующая:

1) По федеративному устройству:

· федеральные органы исполнительной власти;

· органы исполнительной власти субъектов.

2) По объему компетенции:

· органы общей компетенции;

· органы специальной компетенции;

· органы отраслевой компетенции;

· органы внутриотраслевой компетенции;

· органы межотраслевой компетенции;

· органы смешанной компетенции.

3) По организационно-правовым формам:

· правительства;

· советы министров, имеющие статус правительства;

· министерства;

· государственные комитеты;

· комитеты;

· службы;

· главные управления;

· управления;

· инспекции;

· агентства;

· департаменты;

· администрации;

· отделы;

· другие органы исполнительной власти.

4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:

· единоначальные;

· коллегиальные.

Как раньше было отмечено, система и структура органов исполнительной власти не одно и то же. Но данные понятия связаны между собой. На их развитие влияет множество политических, социальных, правовых и других факторов. В последнее время система федеральных органов исполнительной власти часто менялись. Раньше эта система создавалась на основе улучшения принципа негосударственного управления экономической сферой. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) утвердил новую систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Правительство РФ, и алфавитный перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агенств. Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) .

1. Федеральные министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности. Функции по принятию нормативных правовых актов- это издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Министерство в установленной сфере деятельности не может выполнять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, которые установлены указами Президента РФ.

Суть федеральных министерств заключается в осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ и законодательству осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

2. Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Функции по контролю и надзору - это действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, законодательством.

Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или быть подведомственна Правительства РФ.

3. Федеральные агентства - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Функции по оказанию государственных услуг- это осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления. Но следует отметить, что нет закона, который конкретизирует все положения об исполнительной власти.

На данный момент данные положения содержаться в нескольких нормативных актах. Принятие единого нормативного акта создаст устойчивую правовую основу для формирования эффективной исполнительной власти, в том числе системы федеральных органов исполнительной власти.

обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.

Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав.

Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Федеральные органы исполнительной власти

Система федеральных органов исполнительной власти образована в 2004 г. В нее входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Позднее в нее были включены государственные комитеты. Конкретный перечень ф.о.и.в. утверждается Президентом РФ в виде Структуры федеральных государственных органов исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти сформирована на научной основе путем разделения нескольких групп функций. Общие функции разделены на четыре основные группы: 1) функции по принятию нормативных правовых актов; 2) функции по контролю и надзору; 3) функции по управлению государственным имуществом; 4) функции по оказанию государственных услуг.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Компетенция министерства ограничена общим принципом субординации, вторичности его актов согласно формуле "на основании и во исполнение", Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ. В установленной сфере деятельности министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Одна из важнейших внутренних задач министерства связана с организацией системы подчиненных ему непосредственно федеральных органов власти, для чего оно наделено функциями координации и контроля.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору может иметь статус коллегиального органа, и этим она отличается в организационном плане от органов, работающих исключительно на основе принципа единоначалия, т.е. министерств. Федеральная служба вправе издавать индивидуальные правовые акты, а в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Агентство издает индивидуальные правовые акты. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Государственный комитет как ф.о.и.в. может выполнять все вышеуказанные функции комплексно, т.е. наделен самым большим объемом компетенции. Руководитель государственного комитета пользуется правами федерального министра, предусмотренными указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Министерства Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • 5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации:
  • 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
  • 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • 4. Министерство обороны Российской Федерации;
  • 5. Министерство юстиции Российской Федерации. Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ:
  • 1. Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
  • 2. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • 3. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
  • 4. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • 6. Министерство имущественных отношений Российской Федерации;
  • 7. Министерство культуры Российской Федерации;
  • 8. Министерство образования Российской Федерации;
  • 9. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации;
  • 10. Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  • 11. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;
  • 12. Министерство путей сообщения Российской Федерации;
  • 13. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации; 14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • 15. Министерство транспорта Российской Федерации;
  • 16. Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
  • 17. Министерство финансов Российской Федерации;
  • 18. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • 19. Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, членом которого он является.

Полномочия федеральных министров весьма обширны, например:

  • 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • 2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • 3. обеспечивают их исполнение;
  • 4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
  • 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству Российской Федерации, а также Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Государственные комитеты Российской Федерации и Федеральные комиссии Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.

И Государственные комитеты Российской Федерации, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов Российской Федерации: по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет и две федеральные комиссии России по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия

Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению.

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции в установленных сферах ведения.

Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству Российской Федерации только 5: архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а остальные 8 находятся в прямом подчинении: Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба.

Оба федеральных надзора Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, действующее в узких направлениях.