Акты прокурорского реагирования. Образцы актов прокурорского реагирования

Акт прокурорского надзора – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означает закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств надзора, или готовящиеся правонарушения. Так же акт прокурорского надзора можно трактовать как предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Несмотря на множество определений, данных различными авторами, акта прокурорского надзора, совершенно точно можно выделить ряд признаков, которыми обладает настоящий акт:

1. Всегда выражается в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта – единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского надзора носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен данный акт, привлекается к административной ответственности. Прокурор – представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского надзора на нарушения законности – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретного адресата.

5. Акт прокурорского надзора служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его.

6. Они всегда направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора – одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурорского надзора, являясь документом применения права .

8. Они должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9. Это – документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения). В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования. Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям.

Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные;

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов. Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мерах предупредительного акта – предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательных актов можно принести протест, представление прокурора.

К карательными актам относятся оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Ярким примером карательного акта является постановление о возбуждении о возбуждении производства об административно правонарушении. Карательным актом также может быть представление, когда с его помощью прокурор использует такое правовое средство как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности .

3. Акты прокурорского надзора, являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же разделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным следует отнести акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Речь идет о протесте, представлении, предостережении и постановлении прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования относятся – представления прокурора, принесенные на незаконные судебные акты.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» все акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные. Акты прокурорского надзора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

Исходя из выше изложенного, совершенно точно можно утверждать, что акты прокурорского надзора должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

1.2.1 Протест:

Протест на противоречащий закону правовой акт, в том числе и на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10.КоАП РФ).

1.2.2 Представление:

Представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

1.2.3 Постановление:

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4.КоАП РФ);

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7.КоАП РФ);

Письменное заключение прокурора, которое дается в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7.КоАП РФ);

Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

1.2.4 Требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», Федеральный законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»).

1.2.5 Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10.Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.6 Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.7 Заявление в суд .

На основании выше изложенного рассмотрим более подробно акты прокурорского надзора:

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение. .

Протест прокурора в порядке, предусмотренном КоАП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования прокурора. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а именно не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

Постановление о назначении административного наказания;

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, которые вынесены только должностным лицом. В других случаях протест приносится в суд. Данный протест уже не является актом прокурорского реагирования. В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет особенность. Так для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания;

в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Понятие представления прокурора можно трактовать как акта
прокурорского надзора на нарушения закона. Под ним понимается акт
прокурорского надзора, вносимый указанным в законе должностным
лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение
нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное,
гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий
соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный, превентивный и во многих случаях карательный
характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества и государства .

Среди правовых средств, с помощью которых прокуроры реагируют на выявленные нарушения закона, устраняют и предупреждают совершение правонарушений, видное место занимает предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона – важнейшая мера предупреждения коррупционных правонарушений.

На практике предостережение не применяется, если уже имеются основания для привлечения нарушителей закона к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности .

Предостережение прокурора может быть объявлено должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений.

Предостережение может быть вынесено Генеральным прокурором РФ, его заместителем либо подчиненным ему прокурором или его заместителем, другими словами, прокуроры и их заместители от Генерального прокурора до городских и районных прокуроров (прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур). Как указано в п. 1.1 указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7, применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают .

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан .

В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 20.01.2003г. « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» четко говорится о том, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 ГПК РФ. Помимо указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны и другие причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора может не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дел .

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ, а именно:

1) Исковое заявление подается в суд в письменном форме.

2) В исковом заявлении должны быть указаны:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

3) Заявление в суд подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявления его в суд .

Страница 4 из 5

§ 4. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона.
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. Так, в соответствии с п. 12 данного приказа в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. В конкретных актах прокурорского реагирования в зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц. При составлении и внесении таких актов реагирования, как протест и представление, прокурор каждый раз решает вопрос о необходимости своего участия в их рассмотрении.
Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора РФ обращается на контроль за рассмотрением внесения актов прокурорского реагирования и фактическим выполнением указанных в них требований. С этой целью в прокуратуре ведутся специальные журналы или карточки, в которых указывается, какой акт прокурорского реагирования, по какому поводу, кому и когда был направлен. Там же излагается краткое содержание требований прокурора, делается отметка о получении информации о рассмотрении актов прокурорского реагирования и результатах их рассмотрения.
В последние годы для ведения такого учета стала широко применяться компьютерная техника. При выявлении с помощью такого учета фактов нарушения сроков или иных требований Закона о прокуратуре в этой части прокурор делает дополнительные запросы, а в необходимых случаях - проверки исполнения требований актов прокурорского реагирования.
Протест прокурора. Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля. Все это определяет деятельность прокуроров по опротестовыванию незаконных актов как чрезвычайно важное средство укрепления в стране законности, обеспечения ее единства.
Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.). В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами.
Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора; принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста в случае необходимости указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре протест приносится на противоречащий закону правовой акт. Это означает, что содержание изданного правового акта полностью или частично вступает в противоречие с требованиями конкретных норм Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. Такое противоречие состоит в наделении правовым актом юридических или физических лиц правами или обязанностями, запрещенными для данных лиц соответствующим законом, либо, наоборот, лишении определенных прав или полномочий, которые законом разрешены. Такое противоречие как форма взаимоисключающих отношений может выражаться в более мягкой форме данной философской категории, а именно в несоответствии содержания правового акта полностью или частично требованиям закона. Применение этого термина, на наш взгляд, вполне уместно, тем более, что он закреплен в абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре. На практике же наиболее часто употребляются термины "законность правового акта", "законность издаваемых актов", надзор за "законностью издаваемых актов". Эти термины не соответствуют буквальному тексту ст. 23 Закона о прокуратуре, но с учетом предыдущих замечаний их использование, на наш взгляд, вполне допустимо.
Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указано, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в первый из предусмотренных законом адресатов - в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт. Это естественно, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам - самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может и отменить его или изменить. Однако для этого необходимо, чтобы орган или должностное лицо согласились с требованием прокурора, осознали свою ошибку или неправоту и были готовы исправить их. Такое, к сожалению, бывает далеко не всегда, особенно в настоящих условиях широкого распространения неуважительного отношения к закону, низкой правовой культуры должностных лиц и безнаказанности за правонарушения. В этих условиях противоречащие закону акты издаются зачастую не в силу незнания законов, а в силу нежелания считаться с их требованиями. В связи с этим Прокурор, определяя адресат принесения протеста, обычно предварительно выясняет отношение издавших незаконный акт к допущенному правонарушению и протесту прокурора, их готовность отменить его. В связи с этим нередки случаи, когда соответствующие органы и должностные лица, узнав от прокурора о допущенном ими правонарушении, не дожидаясь поступления протеста, отменяют или изменяют незаконный акт, особенно если его издание было порождено незнанием требований закона.
Если орган представительной или исполнительной власти или их должностные лица не согласились с доводами и требованиями прокурора и отклонили протест, то прокурор может принести его в их вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Главное при выборе адресата принесения протеста - это выяснение компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В их компетенцию должно входить право отмены решений, распоряжений и иных актов подчиненных или подведомственных им органов и должностных лиц. Этот путь отмены противоречащих закону правовых актов более сложен. Кроме того, что прокурору в этих случаях приходится действовать через вышестоящего прокурора, он вынужден учитывать ведомственную заинтересованность вышестоящих органов и должностных лиц, так называемую "честь мундира", а иногда и личную заинтересованность руководства правонарушителей.
В связи с этим на практике прокуроры в таких случаях зачастую сразу используют третий из числа указанных в п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре адресат для отмены незаконного акта. Им является суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Закон не определяет приоритетности адресатов обращения прокурора с требованиями об отмене незаконного акта. Однако было бы нелогичным, не выяснив реальной возможности в наиболее простом установленном законом порядке опротестовать и добиться отмены незаконного акта, сразу обращаться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу или в суд. В суд прокурор обращается так же, как и в рассмотренном выше случае - тогда, когда реализация его полномочия по опротестовыванию незаконного акта через органы или должностных лиц, издавших такой акт, или их вышестоящие органы или должностных лиц оказалась либо невозможной, либо крайне затруднительной.
При обращении в суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными прокурор должен руководствоваться, согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре, процессуальным законодательством Российской Федерации, а в этом законодательстве такой формы реагирования прокурора на противоречащие закону акты, изданные органами, организациями, учреждениями и их должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, как протест не предусмотрено. Поэтому прокурор в таких случаях обращается в суд с заявлением, в котором обосновывает незаконность принятого акта и просит признать его недействительным. Заявление о признании противоречащего закону акта недействительным подается прокурором в соответствии с процессуальным законодательством, определяющим подведомственность и подсудность, то есть в зависимости от характера нарушенных изданием незаконного акта прав физических лиц и их статуса.
Порядок рассмотрения таких заявлений прокурора также регулируется процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2, 3, 4 ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. Это требование обращено к перечисленным в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органам, организациям, учреждениям исполнительной власти и их должностным лицам. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные), органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста заседании.
При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Но и в этих случаях он должен учитывать реальную возможность соответствующих органов, организаций или их должностных лиц рассмотреть протест в предложенный срок.
При принесении протеста в коллегиальный орган прокурор может принять участие в его рассмотрении. В этих случаях прокурор уже в устной форме обосновывает незаконность принятого акта, разъясняет участвующим в рассмотрении протеста, каким законам противоречит принятый ими акт, общественные последствия его принятия, приводит дополнительные доводы необходимости его полной или частичной отмены, указывает формы и способы устранения причиненного вреда.
Пункт 4 ст. 23 Закона о прокуратуре предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме. Важно подчеркнуть требование закона о незамедлительности и письменной форме такого сообщения. Эти требования являются важной гарантией своевременности и реальности исполнения требований прокурора, так как к такому сообщению должна быть приложена копия приказа об отмене или изменении незаконного опротестованного акта. Эта обязанность обеспечивает также действенный контроль за выполнением требования прокурора.
Представление прокурора. Представление как акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения предусмотрено ст. 24 Закона о прокуратуре. Это одно из наиболее широко применяемых прокурором актов в целях устранения как самих правонарушений, так и причин и условий, способствовавших их совершению. Представление составляется в письменном виде. В нем указываются наименование прокуратуры и должностное положение прокурора или его заместителя, вносящего представление, наименование государственного органа, организации, учреждения или должностного лица, которым адресуется представление, описание выявленного нарушения или нарушений закона, основные причины и условия, способствовавшие этим правонарушениям, предложения прокурора о мероприятиях, необходимых для устранения правонарушения, и способствовавших его совершению причин и условий, указание на обязательность рассмотрения представления и уведомления прокурора в письменной форме о принятых мерах по устранению правонарушения, способствовавших его совершению причин и условий. Представление подписывается вносящими его прокурором или заместителем прокурора.
В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений, имевших место, например, в районе, городе или нескольких регионах субъекта РФ. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать и неоднократные факты издания не соответствующих закону однородных правовых актов. Так, прокурор района может обобщить факты неоднократного издания актов местными органами самоуправления об отводе земель под данное строительство на территориях, где такой отвод земель запрещен (водоохранная зона, не подлежащие вырубке леса и т.п.), и внести в целях устранения и предупреждения подобных правонарушений представление в орган законодательной или исполнительной власти субъекта РФ.
Возможность внесения такого представления не исключается и в тех случаях, когда выявленные незаконные акты были уже опротестованы прокурором. В представлении может быть поставлен вопрос не только об устранении выявленных нарушений закона, но и об их предупреждении. С этой целью в представлении должны быть указаны причины, породившие правонарушение, и условия, которые способствовали совершению этих правонарушений, их распространенности. Для этого прокурору необходимо хорошо знать социальные, экономические, политические отношения, в которых совершаются правонарушения, законодательство, регулирующее тот или иной вид общественных отношений, недостатки этого законодательства, практики его применения, деятельности контрольных и правоохранительных органов, которые зачастую способствуют совершению различных видов правонарушений. Если прокурор не обладает достаточными знаниями в той или иной сфере общественных отношений, он должен обратиться к специалистам с просьбой о помощи в выяснении тех или иных причин и условий, которые способствовали конкретным правонарушениям.
В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий. Теория и практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что эффективность прокурорского надзора в целом и полнота и своевременность устранения причин и способствовавших правонарушениям условий прямо зависят от того, насколько конкретны предложенные прокурором для предупреждения правонарушений мероприятия.
Для решения этого вопроса прокурор также может и должен обращаться за консультацией к специалистам отдельных отраслей знаний в области экономики, управления, финансов, экологии, контроля и т.п.
При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться "баланс" возможного и необходимого для предупреждения правонарушений. Это имеет особую важность потому, что представление прокурора является процессуальным актом, юридические и должностные лица, которым оно внесено, обязаны выполнять требования прокурора и сообщать ему о принятых мерах. Эта правовая обязанность должностных лиц является важной гарантией выполнения требований прокурора, а следовательно, и эффективности его надзорной деятельности, укрепления законности.
Эффективность представления как правового акта прокурорского надзора в значительной степени зависит от правильного определения адресата его внесения. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить выявленные правонарушения, причины и условия, им способствующие. Ими могут быть как сами правонарушители, так и их вышестоящие органы или должностные лица, имеющие полномочия по наложению дисциплинарных и материальных взысканий на правонарушителей, по отмене незаконных правовых актов, на проведение мероприятий экономического, управленческого, кадрового и иного характера, необходимых для предупреждения подобных правонарушений. Выбор конкретного адресата внесения представления каждый раз зависит от содержания конкретного правонарушения или вида нескольких правонарушений, степени их общественной опасности, содержания конкретных причин и условий. В практике нередко бывает, что причины и условия, способствовавшие правонарушению, не только многочисленны, но и разнообразны по содержанию. Поэтому их устранение входит в полномочия различных органов и должностных лиц, имеющих различную компетенцию: В таких случаях для успешного устранения правонарушения, его причин и условий прокурор вносит несколько представлений различным органам и должностным лицам. Прокурор может участвовать в рассмотрении своего представления в коллегиальных органах. В этом случае он должен быть уведомлен о дне заседания.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время (в первый рабочий день после выходных или праздников, на первом заседании совета директоров, коллегии или иного руководящего органа).
Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает связано с необходимостью осуществления различного рода организационно-управленческих и административно-хозяйственных мероприятий, в том же п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения, его причин и способствовавших его совершению условий. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.
Последнее требование закона существенно способствует контролю за рассмотрением представления и выполнением его требований.
Каждое внесенное представление регистрируется в соответствующем наряде (компьютерной базе данных) прокуратуры, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи с чем и о чем оно (копия представления должна храниться в прокуратуре). Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления и уведомления о принятых мерах по выполнению изложенных в нем предложений прокурора и, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора, а следовательно, устранение правонарушения, причин и условий, способствовавших его совершению. В связи с этим следует отметить, что чем конкретнее в представлении будут указаны меры, необходимые для устранения правонарушения и предупреждения подобных правонарушений, тем легче проверить их выполнение по сообщениям лиц, которым оно было внесено, и наоборот, если представление содержит лишь общее указание о необходимости устранения правонарушений и их предупреждении, то и уведомление может содержать лишь указание на то, что "меры приняты". После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы. Если они его удовлетворяют, то в соответствующем наряде (компьютерной базе данных) делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля. Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требований ст. 24 Закона о прокуратуре.
Постановление прокурора. Постановление прокурора как акт прокурорского реагирования предусмотрено ст. 25 Закона о прокуратуре. В соответствии с этим законом прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.
Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.
Постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 112 УПК РСФСР. Для его вынесения необходимы поводы и основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. В процессе осуществления надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов прокурор выявляет правонарушения различного характера, различающиеся по форме, содержанию, степени общественной опасности. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость (ст. 14 УК РФ). Установив эти признаки, прокурор выносит постановление, в котором указывает время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статью уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. В этом случае прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания. В исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству.
Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Прокурор, как известно, не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан, совершивших правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. В постановлении, как и в вышерассмотренном случае, в соответствии со ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество составившего постановление прокурора, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.
Постановление подписывается прокурором и лицом, совершившим административное правонарушение. К постановлению могут быть приложены материалы, полученные в процессе осуществления надзора и свидетельствующие как о факте правонарушения, так и о виновности лица, его совершившего.
После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то Кодексом РСФСР об административных правонарушениях органу или должностному лицу. Уполномоченные на рассмотрение постановления прокурора органы или должностные лица рассматривают его в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.
Прокурор, согласно ст. 230 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, может принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
В прокуратуре ведутся учет и контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.
Помимо оснований, предусмотренных ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор может вынести постановление об освобождении лиц; незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Такое постановление выносится на основании п. 3 ст. 22 вышеназванного закона. При осуществлении надзора за исполнением законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, прокурор выявляет факты незаконного административного задержания лиц органами и должностными лицами, имеющими соответствующую административно-исполнительскую компетенцию (органы внутренних дел, органы пограничной службы, органы военизированной охраны, органы внутренних войск МВД РФ и др.). В этих случаях прокурор выносит постановление об освобождении незаконно задержанных, которое подлежит незамедлительному исполнению.
В связи с выявлением правонарушений в процессе осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов прокурор в целях их устранения и предупреждения может выносить помимо рассмотренных и иные акты прокурорского реагирования, а именно требования, с которыми он может обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании выявленных незаконных актов недействительными (п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре), а также предъявлять иски в судебные органы для возмещения причиненного правонарушением ущерба или защиты нарушенных законных прав физических или юридических лиц. Требования, предъявляемые к этим актам, порядок их внесения будут рассмотрены в следующих разделах учебника об участии прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта (документа), в котором указываются наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной), к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому. Предостережение подписывается прокурором или его заместителем и лицом, получившим предостережение.
Закон о прокуратуре (ст. 25") не дает четкого определения правовой основы применения этого акта прокурорского реагирования. В ст. 251 указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях". Эти сведения могут иметь самый различный характер: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контрольных органов и т.п. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. По смыслу закона содержанием этих сведений является информация о "готовящихся" противоправных деяниях. Очевидно, эта информация должна содержать характеристику каких-то действий (бездействия), поведения соответствующего должностного лица, продолжение которых повлечет нарушение закона. В такой ситуации сложным представляется определение момента предостережения. Если в деянии должностного лица уже есть признаки, пусть менее опасного правонарушения, то прокурор может для их пресечения применить другие средства прокурорского реагирования, а именно принести протест, внести представление, возбудить производство о привлечении виновного к дисциплинарной или административной ответственности. Если же очевидных признаков правонарушений в деянии должностных лиц нет, то обоснованность предостережения может вызывать сомнение.
Закон ничего не говорит и о характере готовящихся противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 251, следует полагать, что данный акт прокурорского реагирования может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность, то есть могущее причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, юридическим лицам, обществу и государству.
Согласно тексту закона (ст. 25") предостережение может быть вынесено должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах федеральной государственной власти или представительной или исполнительной государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Перечень таких лиц должен соответствовать пределам и компетенции прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.
На основании определенных Законом о прокуратуре (ст. 21) предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также п. 1 ст. 27 того же закона, можно сделать вывод, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25" Закона должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований.
После объявления предостережения и подписания его предостереженным один экземпляр предостережения должен быть передан предостереженному лицу, а второй экземпляр должен храниться в прокуратуре. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано в нарядах (компьютерной базе данных) прокуратуры. Невыполнение изложенных в нем требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности.
Информация прокурора. Закон о прокуратуре предусматривает помимо рассмотренных еще один акт прокурорского реагирования на выявленные правонарушения - информацию.
Пункт 3 ст. 24 названного закона гласит, что в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента Российской Федерации. Как видно из текста п. 3 ст. 24, Закон не определяет конкретную форму, обязательные атрибуты, порядок принесения информации. Однако из смысла закона можно сделать вывод о том, что такая форма реагирования на незаконность постановлений Правительства РФ должна представляться в письменном виде, быть адресованной Президенту РФ и подписанной Генеральным прокурором РФ. В ней должно быть указано, какое постановление Правительства, в чем и какой статье Конституции РФ или какому закону Российской Федерации не соответствует. Там же должны быть указаны предложения Генерального прокурора РФ относительно средств и порядка приведения постановления Правительства РФ в соответствие с действующим законодательством.

Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает едино­го письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уго­ловного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, - устная и письмен­ная формы .

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специ­фику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений за­кона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает тре­бование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противо­речащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законо­дательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены толь­ко прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отде­лов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Протест прокурора в порядке общего надзора - это документ про­курорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанав­ливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного ус­транения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письмен­ной форме [Приложение Б].

Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требова­ние об устранении нарушений законодательства, причин и условий, спо­собствующих этим нарушениям.

Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера на­рушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкрет­ных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисцип­линарной, материальной или административной ответственности.



При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурор­ской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215].

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть при­няты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требо­ваний. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сооб­щено в письменной форме о мерах, принятых по представлению.

Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкрет­ный акт.[Приложение В]

Постановление - акт прокурорского надзора, содержащий в зависи­мости от характера нарушения закона мотивированное решение прокуро­ра или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного про­изводства либо о привлечении лица к материальной ответственности.

Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию про­курора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжа­лования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рас­смотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись.

Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим про­курором [Приложение Г].

Предписание -акт прокурорского над­зора об устранении нарушений законодательства, который выносится про­курором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, но­сящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и госу­дарственным интересам, если оно не будет немедленно устранено .

Предписание направляется органу или должностному лицу, допустив­шему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчи­ненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законода­тельства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное пред­ложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленно­му исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его за­местителю.

Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание выше­стоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десяти­дневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Д].

Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопус­тимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих от­ветственность, установленную законодательством, либо совершения гото­вящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений .

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его за­местителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным пре­дупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжа­ловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Е].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства.

Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура - единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют направления: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.

Получив навыки составления различных форм документов, мы смогли без дополнительной помощи, самостоятельно составлять такие документы как Постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и возобновлении производства по делу и Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки по заявлению (сообщению) о преступлении [Приложение К, Л].

По итогам прохождения практики цели и задачи были достигнуты, а именно изучены:

1. основы деятельности органов прокуратуры;

2. цели, основные направления и принципы деятельности органов прокуратуры; порядок разрешения поступающих от граждан и организаций заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении законов, а также жалоб на вступившие в законную силу судебные решения;

3. предмет общего надзора и полномочия прокурора при осуществлении общего надзора; полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений;

4. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

5. полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью судебных решений;

6. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдение законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний; в какой форме прокурор реагирует на нарушения законодательства государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

А также сформированы навыки:

1. составления проектов представления, постановления, письменного предписания и официального предупреждения;

2. составления проектов кассационных протестов;

3. составления проектов заявлений о возбуждении гражданских и уголовных дел.

На мой взгляд, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, а должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для любого юриста.

Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры Барановичского района полностью соответствуют требованиям программы по прохождению хозяйственно-правовой практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в настоящем отчете.

Раздел 1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В УГОЛОВНОЙ СФЕРЕ

Глава1. Акты прокурорского надзора

Акт прокурорского надзора - широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означает закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные, вследствие применения правовых средств надзора, или готовящиеся правонарушения. Так же акт прокурорского надзора можно трактовать как предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Несмотря на множество определений, данных различными авторами, акта прокурорского надзора, совершенно точно можно выделить ряд признаков, которыми обладает настоящий акт:

1. Всегда выражается в письменной форме. По сути являясь документальным выражением установленных законом правовых средств реагирования прокурора на нарушения законности.

2. Вынесение акта – единоличное решение должностных лиц прокуратуры уполномоченных законом на использование правовых средств реагирования. Даже в тех случаях, когда принятию акта предшествовало его коллективное обсуждение.

3. Акт прокурорского надзора носит обязательный характер, поскольку обязывает другой орган или должностное лицо реагировать на него установленным законом образом. В случае несоблюдения законных требований прокурора лицо, которому вынесен данный акт, привлекается к административной ответственности. Прокурор - представитель государства, от имени которого он осуществляет надзор за точным исполнением законов, т.е. обладает особым статусом. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права, т.е. в каждом акте прокурора выражается государственно-властная воля.

4. Акты прокурорского надзора на нарушения законности - индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами права (нарушениями законов). Иными словами имеют конкретного адресата.

5. Акт прокурорского надзора служит юридическим фактом, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его.

6. Они всегда направлены на реализацию юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенной ситуации и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функцию индивидуального регулирования.

7. Правовой акт прокурора - одно из проявлений его деятельности по охране законности, поэтому сам этот акт должен быть принят строго на основании и во исполнение закона. Таким образом, акты прокурорского надзора, являясь документом применения права .

8. Они должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

9. Это - документы юрисдикционного характера и должны иметь структуру, состоящую из четырех частей. Вводная часть содержит наименование акта (протест, иск, постановление, представление, предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решения, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируются, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и каким способами совершены действия, т.е. фактические характеристики выявленного нарушения. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и их обоснование, указание на официальное разъяснение применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался прокурор (юридический анализ выявленного нарушения). В результативной (заключительной) части формулируется решение по делу, приводиться требование или решение прокурора.

Законодательством предусмотрено достаточно много разновидностей актов реагирования. Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по различным основаниям.

Выделяют следующие виды актов прокурорского реагирования:

1) по сфере применения: общие и специальные;

2) по характеру: предупредительные, пресекательные и карательные;

3) по функциональному назначению: надзорные и ненадзорные;

1. Общие акты применяются в качестве мер прокурорского реагирования во всех отраслях надзора и при осуществлении всех направлений деятельности. К числу общих актов относится, например, протест прокурора, внесение представления об устранении нарушений законов. Специальные акты прокурорского реагирования характерны для отдельных отраслей надзора и направлений деятельности.

2. Предупредительные акты прокурорского реагирования основным назначением имеют предупреждение возможного нарушения закона (характерный при мерах предупредительного акта - предостережение прокурора).

Пресекательные акты используются прокурором как средство пресечения пролонгированных нарушений (например, состояние длящегося нарушения ввиду принятия незаконного акта) или нарушений постоянно совершаемых (например, нарушения, постоянно допускаемые администрацией при даче согласия на продажу квартир лицам имеющим несовершеннолетних детей). В качестве примеров пресекательных актов можно принести протест, представление прокурора.

К карательными актам относятся оформленные надлежащим образом действия прокурора, направленные на привлечение виновных в нарушении законов лиц к установленной законом ответственности. Ярким примером карательного акта является постановление о возбуждении о возбуждении производства об административно правонарушении. Карательным актом также может быть представление, когда с его помощью прокурор использует такое правовое средство как требование привлечения лиц к материальной или дисциплинарной ответственности .

3. Акты прокурорского надзора, являясь правовыми средствами прокурора по выполнению возложенных на него функций, так же разделяются на надзорные и не надзорные акты прокурора. К надзорным следует отнести акты, применяемые органами прокуратуры при осуществлении надзорной функции. Речь идет о протесте, представлении, предостережении и постановлении прокурора. К не надзорным актам прокурорского реагирования относятся - представления прокурора, принесенные на незаконные судебные акты.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» все акты прокурора, направляемые государственным органам, общественным организациям, должностным лицам, должны быть написаны на бланке прокуратуры, в котором заполняются все необходимые данные. Акты прокурорского надзора должны быть относительно краткими и в то же время должны содержать все необходимые реквизиты.

Исходя из выше изложенного, совершенно точно можно утверждать, что акты прокурорского надзора должны быть своевременным и по возможности оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адекватным и законченным. Только при этом меры прокурорского реагирования будут наиболее результативными.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

1.2.1 Протест:

Протест на противоречащий закону правовой акт, в том числе и на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10.КоАП РФ).

1.2.2 Представление:

Представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

1.2.3 Постановление:

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4.КоАП РФ);

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7.КоАП РФ);

Письменное заключение прокурора, которое дается в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7.КоАП РФ);

Постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

Постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

1.2.4 Требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», Федеральный законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»).

1.2.5 Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10.Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.6 Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

1.2.7 Заявление в суд .

На основании выше изложенного рассмотрим более подробно акты прокурорского надзора:

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.23 ФЗ «О прокуратуре РФ» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение. .

Протест прокурора в порядке, предусмотренном КоАП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования прокурора. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а именно не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

Постановление о назначении административного наказания;

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, которые вынесены только должностным лицом. В других случаях протест приносится в суд. Данный протест уже не является актом прокурорского реагирования. В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет особенность. Так для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда:

а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении;

б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, которое влечет за собой назначение более строгого административного наказания;

в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным лицом.

В соответствии с ч.1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Понятие представления прокурора можно трактовать как акта
прокурорского надзора на нарушения закона. Под ним понимается акт
прокурорского надзора, вносимый указанным в законе должностным
лицом органов прокуратуры субъекту, уполномоченному на устранение
нарушений закона, их причин и способствующих им условий, на уголовное,
гражданское и арбитражное судопроизводство, содержащий
соответствующие требования прокурора, имеющий пресекательный, превентивный и во многих случаях карательный
характер, направленный на защиту прав и свобод человека и гражданина,
охраняемых законом интересов общества и государства .

Среди правовых средств, с помощью которых прокуроры реагируют на выявленные нарушения закона, устраняют и предупреждают совершение правонарушений, видное место занимает предостережение о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона - важнейшая мера предупреждения коррупционных правонарушений.

На практике предостережение не применяется, если уже имеются основания для привлечения нарушителей закона к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности .

Предостережение прокурора может быть объявлено должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений.

Предостережение может быть вынесено Генеральным прокурором РФ, его заместителем либо подчиненным ему прокурором или его заместителем, другими словами, прокуроры и их заместители от Генерального прокурора до городских и районных прокуроров (прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур). Как указано в п. 1.1 указании Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 № 39/7, применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают .

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан .

В п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 20.01.2003г. « О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» четко говорится о том, что на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 ГПК РФ. Помимо указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны и другие причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора может не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дел .

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ, а именно:

1) Исковое заявление подается в суд в письменном форме.

2) В исковом заявлении должны быть указаны:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее местонахождение, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождение;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; ..

На выявленные нарушения закона прокурор реагирует соответствующими актами.

Протест – акт прокурора, в котором он требует от органа или должностного лица привести акты, принятые ими в соответствие с законом или отменить их, а равно прекратить незаконное действие должностного лица и восстановить нарушенные права. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов — на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.

В случае не рассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом “О прокуратуре Республике Беларусь” и соответствующим процессуальным законодательством.

Представление – акт прокурора об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление – акт прокурора, которым он возбуждает уголовное дело, дело об административном правонарушении, дело о дисциплинарном производстве. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановления прокурора рассматриваются в установленные законом или им сроки.

Предписание – письменный акт прокурора об устранении нарушений закона. Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение – письменный акт прокурора, выносимый им в целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях. Официальное предупреждение объявляется должностному лицу или гражданину о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.