Образец заявления по факту мошенничества в полицию или прокуратуру. Как правильно подавать заявление о мошенничестве? Образец заявления в прокуратуру и полицию

Власть в каждом государстве подразделяется на три ветви. Органы, которые относятся к законодательной ветви власти, осуществляют законотворческую деятельность, к исполнительной относятся органы власти, которые осуществляют управление государственными делами на основании принятых законов. Судебная власть – сложная структура судов разных уровней, которые привлекают людей к ответственности, разрешают споры между субъектами прав (юридическими и физическими лицами), восстанавливая закон и порядок.

Правоохранительная деятельность, которой занимается полиция, и деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства — важная составляющая обеспечения соблюдения законности и правопорядка в государстве. Прокуратура является неофициально четвертой ветвью власти, а полиция является органом исполнительной власти. Какие еще есть отличительные черты между двумя органами власти и есть ли между ними что-то общее?

Прокуратура – понятие и характеристика

Под прокуратурой подразумевается система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан , как выполняются законы на местном и государственном уровне. Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по выявлению нарушений закона и принятию соответствующих мер к нарушителям. Выявление нарушений законодательства осуществляется с помощью проведения соответствующих проверок деятельности предприятий и организаций, органов власти на всех уровнях, а также в работе правоохранительных органов, органов предварительного следствия и органов дознания.

Основанием для этого может распоряжение государственных органов, а также обращение юридических и физических лиц о нарушении их прав и свобод. На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Полиция – понятие и характеристика

Главной задачей деятельности полиции является борьба с преступностью и охрана общественного порядка . Полиция относится к системе органов внутренних дел. Работа сотрудников полиции направлена на то, чтобы защищать права граждан, жизнь и здоровье, их право собственности, а также противодействовать преступности и обеспечивать общественную безопасность.

Для выполнения своих функций органам полиции предоставляются широкие полномочия. Они могут задержать преступника на установленный законодательством срок до выяснения обстоятельств, могут проникнуть на частную территорию, если этого требует безопасность людей и защита их прав и свобод. Закон предоставляет полицейским применять физическую силу и специальные средства, если это необходимо для задержания преступника.

Какие есть отличия между полицией и прокуратурой?

По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

Характер деятельности

Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

Предмет деятельности

Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного. Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью. В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия. В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом.

Взаимодействие с судом

Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд. В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Правоохранительные органы - группа государственных органов, которая осуществляет охрану законности и правопорядка, а также защищает интересы, права и свободы граждан в соответствии с действующим законодательством. В каждой стране она может отличаться и отвечать законам, принятым в данном государстве.

Классификация

Правоохранительные органы России:

  • конституционный суд и контроль;
  • МВД, которое непосредственно обеспечивает правопорядок в стране;
  • суды общей юрисдикции;
  • адвокатура, которая оказывает юридическую помощь и защиту в уголовном делопроизводстве;
  • министерство юстиции;
  • ОВД, в обязанности которых входит выявление и расследование различных преступлений;
  • прокуратура, осуществляющая прокурорский надзор.

Правоохранительные органы в стране выполняют самые важные функции: охрану общественного и государственного строя, защиту свобод и прав граждан, укрепление правопорядка и законности, охрану интересов и законных прав различных предприятий и организаций, а также борьбу с преступностью. При этом правоохранительные органы РФ делятся на три основных вида: прокуратуру, МВД и Министерство юстиции.

Прокуратура

Прокуратура - целостная система, осуществляющая надзор за исполнением законов РФ. В структуру входят прокуратуры: генеральная, субъектов РФ, специализированные и военные, городов и районов. Главные направления деятельности:

  • надзор за выполнением законов;
  • координация деятельности органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие прокуроров в административных и уголовных делах в качестве государственных обвинителей;
  • опротестование судебных решений и приговоров, которые противоречат закону;
  • расследование преступлений.

МВД

МВД выполняет функции органа исполнительной власти, которые заключаются в государственном управлении, защите свобод и прав граждан, обеспечении их безопасности, охране правопорядка. В структуру МВД входят:

  • криминальная полиция;
  • федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям;
  • следственный комитет;
  • служба общественной безопасности;
  • служба собственной безопасности;
  • миграционная федеральная служба;
  • внутренние войска страны и т. д.

Министерство юстиции

Министерство юстиции - орган исполнительной власти, занимающийся управленим и координацией деятельности в данной сфере. В его структуру входят:

  • центральный аппарат;
  • организации и учреждения, которые обеспечивают деятельность Минюста РФ;
  • территориальные органы и учреждения.

Основная деятельность органа заключается в правовом обеспечении деятельности Президента и Правительства РФ, создании необходимых реформ, функционировании судов, госрегистрации нормативных актов и уставов объединений, организации и развитии юридических услуг, повышении квалификации кадров юстиции, организации деятельности по охране интересов и прав граждан, организации исполнительной и уголовной системы и их правовое обеспечение.

Правоохранительная система США

США отличаются от других стран тем, что единого полицейского управления там просто нет, понятия «полиция США» тоже. Каждый крупный город и штат располагает своим полицейским ведомством, которое абсолютно не зависит от других. Причем такие отдельные ведомства могут иметь даже частные крупные транспортные предприятия.

Федеральные ведомства в США есть, но они расследуют именно федеральные преступления. Например, ФБР, АНБ и т. д. Основная нагрузка ложится на полицию городов и штатов, где начальник полиции носит звание комиссара. Шефа полиции назначает глава штата или города, также он может быть выбран законодательным органом или всенародным голосованием. Главы округов имеют звание «шериф», избираются на должность повсеместно и могут самостоятельно назначать заместителя. В обязанности шерифа входит также содержание и обеспечение окружной тюрьмы и безопасности в зале суда при процессах.

Правоохранительные органы Великобритании

В Великобритании существует следующая судебная система:

  • Верховный суд - в него входит апелляционный суд, включающий Уголовное и Гражданское отделения;
  • Суд Короны - считается высшим по уголовным делам;
  • Высокий суд - включает Канцлерское и Семейное отделения;
  • Окружные суды;
  • Суды магистрата - в них входят мировые и полицейские отделения;
  • Специализированные суды - военные, коронерские, административные, земельные и т. д. Высшая судебная инстанция в Англии - это Суд палаты лордов, но он может рассматривать лишь апелляционные жалобы, а практических дел не касается.

Судебная система Франции

Во Франции правоохранительные органы судебной системы включают в себя:

Одновременно во Франции есть Государственный совет - он возглавляет систему административной юстиции. Гражданские споры рассматриваются в специальном отделе, который выступает как кассационная и апелляционная инстанция. Одновременно Государственный отдел рассматривает жалобы на неправомерные акты президента, правительства и некоторых министров. Главная административная инстанция во Франции - это трибуналы, создающиеся на территории сразу нескольких департаментов. Второстепенная - трибуналы, создающиеся в судебно-административных округах.

Прокуратура в зарубежных странах

Правоохранительные органы зарубежных стран в виде прокуратуры в основном выполняют функции поддержки гособвинения в судах, а функций надзора не имеют вовсе.

США

Например, в США судебные органы имеют две прокуратуры: штатов и федеральную. Генпрокурор, который возглавляет последнюю, одновременно является и министром юстиции страны. Федеральная прокуратура занимается уголовными делами, поддержкой гособвинения в судах, прекращением уголовных дел, отказом от гособвинения до вердикта присяжных. А прокуратуры штатов могут иметь не только разные названия, но и различный порядок организации.

Великобритания

В Великобритании долгое время вообще не было правоохранительных органов, которые бы выполняли функции прокуратуры. Одним из главных является институт общегражданского обвинения. На данный момент функции обвинения выполняет директор публичных преследований, а также его помощники, которые назначаются министром внутренних дел. Контролирует их деятельность генерал-атторней. Дирекция может производить уголовное преследование по требованию генерал-атторнея или министра МВД, если преступление касается казначейства. Преследование может также проводиться, если оно диктуется госинтересами. Судебных следователей в Англии просто нет, и предварительное следствие отсутствует, за исключением коронерского следствия. Проверкой доказательств занимаются мировые судьи, магистраты или полицейские.

Франция

Прокуратура во Франции состоит при судебных органах и включает в себя прокуроров республики, находящихся при трибуналах, генпрокуроров при кассационных и апелляционных судах. Прокуратура Франции выполняет функции исполнительной власти, осуществляет уголовное преследование и поддержку обвинений в судах. Помимо этого она проводит надзор за непосредственным расследованием преступлений. Руководит прокуратурой министр юстиции, но в его обязанности не входит исполнение функций прокурора.

Информация, распространяемая о гражданине или организации, может иметь негативный характер и вредить деловой репутации. Если она ложная, то физлицо имеет полное право в рамках действующего законодательства принять меры к наказанию виновного. Для этого в общем случае пишется жалоба на клевету в прокуратуру.

Что такое клевета - официальное разъяснение Пленума Верховного Суда РФ

Безответственное заявление о человеке может быть квалифицировано в рамках Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации. А в закона приведены наказания за ложные сведения, распространяемые публично.

Скачать для просмотра и печати:

Причем злодеяние в информационном пространстве квалифицируется на основании определенных признаков. В некоторых ситуациях обращаться необходимо в полицию, а не в прокуратуру. Кроме того, пострадавший может воздействовать на лжеца законными способами через правоохранителей и суд:

  • заставить извиниться;
  • привлечь к ответственности;
  • принудить опровергнуть ложные сведения;
  • отсудить компенсацию.
Внимание: принудительное воздействие на виновного оказывается решением судебной инстанции. Для этого пострадавший подает в госорган исковое заявление за клевету (образец имеется в приемной суда).

Юриспруденция оперирует только официально определенными понятиями. Следовательно, необходимо растолковать, что понимается под клеветой, когда информация наносит ущерб чести и достоинству лица. Такое толкование содержится в Постановлении Пленума ВС РФ № 3 от 24.02.05. В частности, в тексте документа приводятся разъяснения в отношении способов . Они могут быть такими:

  • через средства массовой информации, включающие интернет-ресурсы;
  • радиовещание и телевидение;
  • иные источники распространения видеоматериалов;
  • выступления на публике, а также в узком кругу;
  • устное сообщение, адресованное минимум одному человеку.

Кроме того, ВС РФ обратил внимание судов на некоторые обстоятельства отягчающего характера. К таковым относятся:

  • использование служебного положения для распространения клеветы;
  • включение ложных данных в отношении физлица в публичные высказывания, в том числе:
    • доклады;
    • литературные произведения;
    • речи;
    • статьи;
    • комментарии и интервью;
  • раскрытие тайной информации относительно заболеваний человека;
  • распространение непроверенных данных относительно вины лица в преступлении:
    • тяжком;
    • особо тяжком;
    • сексуальном.

Внимание: не исключают подачи искового требования к лжецу:

  • отказ в возбуждении уголовного дела о распространении порочащих сведений;
  • его прекращение;
  • принятие решения по таковому.

Как доказывается клевета


Порочащие сведения наносят моральный и материальный вред человеку. Страдает его репутация, клиенты и контрагенты не желают далее поддерживать отношения. Иногда следует увольнение с должности. В такой ситуации необходимо защищаться. И первым этапом будет сбор доказательной базы.

Для сведения: обратиться пострадавший может в различные инстанции. Разъяснения ВС РФ делят их на две группы:

  • Правоохранительные органы занимаются наказанием обидчика. К ним относятся:
  • полиция;
  • прокуратура.

Суд рассматривает вопрос об остановке распространения неправдивых сведений и компенсации.

Доказательства потребуются во всех инстанциях. Поэтому позаботиться об их наличии необходимо пострадавшему. Причем сама доказательная база структурно делится на два раздела:

  1. Подтверждение наличия информации, вредящей жертве. А также доказательство ее ложности, недостоверности.
  2. Выявление мотива умышленного совершения противоправного деяния. Он может быть:
    1. моральным - причинение оклеветанному страданий;
    2. материальным - получение выгоды от ложных сведений.
Важно: перед подачей заявления в соответствующую инстанцию следует подумать над тем, чем обернется дело. Если прокурор или суд откажет в удовлетворении требования, то обвиняемый также получит право на подачу встречного иска о клевете.

Показания свидетелей

Порочащие сведения, распространяемые в устной форме, необходимо подтвердить. Лучшим способ для этого является привлечение свидетелей. Им являются люди, которые слышали клеветника. Для подготовки материалов в правоохранительные органы следует составить список свидетелей с адресами проживания и контактными данными.

Внимание: в суде людям придется давать показания под присягой. Их предупредят о распространении ложных сведений. Желательно оповестить о процедуре тех, кто согласится свидетельствовать в пользу истца.

Лингвистическая экспертиза

Привлечение к делу экспертов увеличивает шансы на выигрыш процесса. Лингвистическое исследование проводится только специалистами, получившими госразрешение. Оно выдается на основании проверки диплома и уровня квалификации претендента. Услуги эксперта платные (от 10 тыс. руб.).

Специалист проводит анализ материалов на предмет выявления фраз, порочащих достоинство заявителя, вредящих ему. При этом человек должен правильно поставить задачу. Эксперту предоставляются:

  • материалы, подтверждающие клеветническую информацию:
    • устная речь должна быть тщательно записана;
    • СМС-сообщения;
    • статьи;
    • письма;
    • видеоролики и другое;
  • перечень вопросов.
Подсказка: реестр задач можно расширять и дополнять. В итоге специалист выдаст документ, содержащий результаты анализа слов клеветника.

Если нет свидетелей


Иная ситуация складывается, если произнесенную ложь никто не в состоянии подтвердить. Казус заключается в определении преступной клеветы. По логике:

  • преследуется распространение порочащей информации;
  • если ее никто не получил, значит, нет состава.

Однако это не совсем так. Ведь есть вероятность, что клеветник распространяет сведения в том кругу, с которым жертва не сталкивается. В таковой ситуации нужно проявить изобретательность и предусмотрительность:

  • запастись терпением;
  • подготовить диктофон;
  • записать речь клеветника, когда он опять попытается высказаться.

В качестве доказательств преступного деяния принимаются любые визуальные источники. Если послание публиковалось в сети, то следует сразу делать скриншоты экрана. Можно фотографировать электронные послания, записки и иные оскорбительные замечания.

Подсказка: не стоит провоцировать оскорбителя. Этот метод признают негодным, а дело закроют.

Подаем заявление


Обиженный человек в первые моменты слишком расстроен, чтобы рационально мыслить. А многие не знают, куда обращаться за защитой своих прав. А если этого не сделать, ситуация может усугубиться. От клеветнических утверждений страдает:

  • здоровье жертвы;
  • его репутация;
  • оба указанных фактора влияют на уровень доходов и качество жизни.
Подсказка: пытаться переубедить обидчика стоит только в том случае, если есть уверенность в успехе мероприятия. Но прежде стоит оценить его мотивы. Ложь редко распространяется по глупости или из озорства.

Куда писать заявление

Обращаться следует в тот госорган, в компетенцию которого входит данный состав преступления. Разобраться здесь просто. Для этого необходимо ознакомиться с . В нем указаны отягчающие обстоятельства, расшифрованные ВС РФ. Они-то и являются критерием выбора правоохранительного органа:

  • если отягчающие обстоятельства имели место, то заявление направляется в полицию;
  • при их отсутствии - в прокуратуру.
Подсказка: иск в суд рациональнее подавать после завершения расследования. Хотя, таковое решение принимается пострадавшим гражданином. Иск разрешено направлять в судебную инстанцию в любое время.

Что писать


Обращение в госорган составляется по установленной форме. Это не предполагает наличия бланка. Просто по правилам следует указывать такие данные в шапке:

  • об адресате:
    • наименование правоохранительного учреждения;
    • фамилию руководителя полностью и инициалы;
    • должность (данные подскажут в приемной или дежурной части;
  • о заявителе:
    • ФИО полностью;
    • дата и место появления на свет;
    • место:
      • регистрации;
      • проживания (если они разные);
      • работы;
    • паспортные данные;
    • контактный телефон.

В теле заявки необходимо коротко описать суть ситуации. Кроме того, желательно сослаться на параграф УК, а также добавить такие сведения:

  • об информации, порочащей честь и достоинство;
  • о ее недостоверности;
  • о нанесенном ущербе;
  • о клеветниках в формате:
    • адрес регистрации;
    • место работы.

К обращению прилагают подтверждения, то есть собранные доказательства. Они могут иметь любой формат. Электронные сведения записываются на съемный носитель.

Внимание: в заявке необходимо перечислить все приложения. Это важно для дальнейшей работы.

Особенности обращения в полицию


По форме заявка составляется вышеописанным способом. В ней нужно расшифровать состав преступления. Как видно из в данном случае деяние должно быть сопряжено с отягчающими обстоятельствами. Их и указывают в обращении.

Пример:

«23 Апреля 2018 года на сайте (указан адрес) интернет-портала „Будь здоров“ опубликован анализ динамики заболеваемости в регионе. В качестве примера автор Иванов В.В. привел персональные данные пациентов клиники. Среди них указано мое имя. Прилагается:

  • электронная копия публикации;
  • выписка в печатном виде;
  • скриншот экрана за 23.12.18.

Данная информация не является достоверной. Она порочит мои честь и достоинства, так как мне указанный диагноз не устанавливали. Автор анализа Иванов В.В. распространяет заведомо ложные сведения, чем наносит ущерб моей репутации.

Прошу провести проверку приведенной информации и принять решение о возбуждении уголовного преследования за распространение клеветнических утверждений.

Перечень приложений».

Внимание: в полиции заявителю выдают талон-уведомление о приеме заявления. А если обращение адресовано прокурору, то нужно написать два экземпляра. На втором поставят отметку о приеме в работу.

Особенности судебного иска


Обращение подается в мировой суд по месту регистрации. Составляется оно по описанной выше форме. Кроме того, в шапку документа добавляется еще одна строка «цена иска». Величина зависит от выдвигаемых требований. В иске указываются такие данные (кроме шапки, описанной выше):

  • описание обстоятельств с указанием:
    • самого клеветнического утверждения;
    • даты и места его произнесения (опубликования);
    • личности обидчика;
    • свидетелей и иного;
  • ссылка на нарушенные нормы законодательства;
  • перечень отягчающих условий;
  • понесенный ущерб (нуждается в доказательствах).
Скачать для просмотра и печати: Подсказка: к иску нужно прикрепить квитанцию об оплате госпошлины.

Порядок подачи


Обращение нужно принести лично в канцелярию выбранного органа. Следует иметь в виду такие тонкости:

  • в полицию пишется одно заявление;
  • в прокуратуру желательно принести два экземпляра;
  • а в мировой суд - три.

Все доказательства придется размножить только для судебной инстанции. В это учреждение подается три одинаковых пакета документов:

  • один для судьи;
  • второй для ответчика;
  • третий остается у истца.

Два пакета примет служащий. В течение трех дней они пройдут предварительную проверку на идентичность и правильность составления. Только после этого заявителя оповестят о дальнейшем прохождении разбирательства. На копии истца ставится отметка о принятии (судебный штамп).

Подсказка: если суд не примет исковое требование, то его следует проработать заново и подать повторно. Причиной отказа, как правило, является нарушение формы составления.

Как обвинить нескольких человек


Если клеветнические данные распространяло несколько злоумышленников, то порядок не меняется. В заявке на разбирательство в госорганы перечисляются все личности, а также их персональные данные.

Подсказка: в отношении группы лиц заводится единое производство.

Встречный иск

Российское законодательство построено на принципе равных прав людей. Это означает, что обвиненный имеет возможность защитить свою позицию. Встречное требование выдвигается после изучения обвинений, содержащихся в заявлении истца. Для этого проделывается вышеописанная работа:

  • определение неправомерных фактов;
  • сбор доказательной базы;
  • составление встречного искового требования и направление его в ту же судебную инстанцию.
Скачать для просмотра и печати:

О сроках давности


В законодательстве установлены разные сроки для того, чтобы наказать обидчика. Они таковы:

Этот документ позволит вам разобраться в том, какими вопросами занимаются разные правоохранительные органы и куда лучше всего нести заявление, если вам нужна помощь. Чаще всего гражданину может помочь полиция, однако есть случаи, когда идти в полицию может оказаться не просто бессмысленно, но и вредно.

Чтобы заявление рассмотрели быстро – самое надежное обратиться в правильный правоохранительный орган и правильное его подразделение. Правильный правоохранительный орган (полиция, суд, СК, прокуратура) определяется по компетенции (подследственности). Правильный отдел – по правилам территориальности (место, где совершилось происшествие, о котором вы хотите сообщить или место, где вы живете).

Общая информация

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения, крайне важно определить компетентный государственный орган, уполномоченный принимать решения по вашей проблеме. Конечно, если вы обратитесь не по адресу, ваше обращение не должно быть оставлено без внимания и в течение 7 дней со дня регистрации (в случае, если вы заявляете о преступлении – 3 дней) будет передано в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Однако подача заявления сразу же в компетентный орган имеет очевидные преимущества (см. инструкцию "Как и куда подать заявление о преступлении").

Если ваше заявление содержит информацию о совершении условно «бытового» административного правонарушения, такое заявление в большинстве ситуаций подается в полицию (подробнее см. ст. 28.3 КоАП РФ). В пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении может также прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Более того, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Иными словами, по вашему заявлению прокурор может возбудить любое дело об административном правонарушении (см. инструкцию "Как писать заявление в полицию").

Компетенция правоохранительных органов

Установлена следующая компетенция расследования наиболее распространенных преступлений.

Следственный комитет России:

1) причинение тяжкого вреда здоровью;

2) похищение;

3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

6) ряд экологических преступлений;

7) возбуждение ненависти или вражды, а также преступления экстремистского характера;

8) преступления по превышению должностных полномочий или их злоупотреблениями, взятки и служебный подлог;

9) преступления против представителей власти;

10) тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Полиция

1) причинение вреда здоровью различной тяжести;

2) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабеж, хищения и другие);

3) хулиганство;

4) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технических средств;

5) наряду с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) расследует дела, связанные с изготовлением и распространением наркотиков.

Суд

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность частного обвинения. В этом случае мировой судья по заявлению гражданина возбуждает уголовное дело. При этом заявитель самостоятельно осуществляет обвинение и доказывает виновность другого гражданина в совершении преступления.

Всего уголовным кодексом предусмотрено три состава преступления, обвинение по которым носит порядок частного: побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью и клевета. Подробнее о порядке частного обвинения вы можете узнать .

Общий надзор в прокуратуре

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В органы прокуратуры можно подать любое обращение или жалобу на неисполнение законодательства любым из органов власти. Единственным исключением является суд.

Основные функции органов прокуратуры:

– надзор за исполнением законов государственными органами и частными юридическими лицами;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди всех правоохранительных органов прокуратура является самым «универсальным» с точки зрения отстаивания закона, однако важно помнить, что прокуратура не имеет полномочий по возбуждению уголовных дел.

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Территориальная подследственность по уголовным делам определяется, как правило, местом совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст.152 УК РФ). Значит заявление нужно нести в соответствующий орган, работающий на территории, на которой совершено преступление. Территориальная подследственность по делам об административных правонарушениях также определяется местом совершения правонарушения.

В случае если вы подаете заявление о преступлении, существует определенная подследственность среди правоохранительных органов, предусмотренная ст.151 УПК РФ (см. – компетенция).

Если место совершения административного правонарушения или преступления входит в границы подследственности одного отдела полиции, а заявление подано на территории другого отдела, то все имеющиеся материалы после регистрации передаются в нужный орган. Одновременно принимаются необходимые меры для того чтобы сохранить следы правонарушения или преступления.

Примеры:

    Вы обратились в отдел полиции с заявлением, в котором сообщили, что сотрудник ГИБДД потребовал от вас взятку в размере 1000 рублей. В таком случае полиция обязана принять и зарегистрировать ваше заявление, однако в течение 3 дней оно будет перенаправлено в Следственный комитет России.

    Предположим, вы проживаете в Центральном районе Петербурга. Выйдя из офиса, где вы работаете, расположенного в Невском районе, вы обнаружили, что лобовое стекло на вашем автомобиле разбито. Если вы обратитесь с сообщением об этом в Центральный отдел полиции, который расположен рядом с вашим домом, такое заявление полиция обязана будет зарегистрировать и перенаправить в Невский отдел полиции, так как именно там было совершено правонарушение.

Совет

Большая часть преступлений, с которыми сталкиваются граждане в быту, расследуется сотрудниками полиции. Поэтому в случае, если у вас что-то украли, вашего родственника похитили или вашему здоровью причинили вред – обращайтесь в отдел полиции. При этом куда важнее оперативно обратиться в любой ближайший отдел, чтобы преступника задержали по «горячим» следам, чем искать правильную подследственность.

Важно: единственным исключением является статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий в случае, если вы подозреваете в совершении преступления полицейского. В такой ситуации необходимо обращаться непосредственно в Следственный комитет России.

14.05.2016 11:56

Уволившийся в прошлом году сотрудник одной из районных прокуратур Санкт-Петербурга рассказывает об отношениях надзорного ведомства со Следственным комитетом, судами и полицией, заодно объясняя, почему фильм «Чайка» не удивил его бывших коллег - так же, как и поручение подсчитать поголовье лосей на подведомственной им территории.


В районе в среднем — 30-35 сотрудников прокуратуры на 300-500 тысяч жителей. Уголовные дела возбуждаются с утра до вечера непрерывно. После каждого уголовного дела прокурор должен составить заключение, проследить за правильностью составления протоколов. Еще нужно выполнять бесконечные задания, например — обобщить практику по уголовным делам по определенной статье УК за конкретный период текущего года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и тому подобное. Люди просто зарываются в бумажках и, убегая в процесс, бросают все, что нужно было сделать еще ко вчера.

Обвинение в уголовном процессе считается престижным надзором, либо участие в гражданских процессах. А есть, например, надзор за полицией. Это работа бесполезная и очень скучная. Юриспруденции там — ноль. Есть еще статистика и отдел кадров. Там вообще не знаю, как люди могут работать, будучи юристами, и при этом уважать себя.

Суды

В уголовных процессах прокуроры действительно рулят. Дажесудьи зачастую тупо не умеют считать сроки наказания. Поэтому приговоры часто пишут прокурорские, помогают мировым судьям — и даже федеральным, которые вышли из секретарей и мало что понимают вообще.

Ходатайства об арестах обычно еще до их подачи следователями уже триста раз обсуждаются с прокурором. Раньше же следственный отдел и прокуратура были единым целым, а сейчас разделены, но находятся чаще всего в одном здании, в соседних кабинетах. Следователю всегда виднее. Никакой следователь — ни полиции, ни Следственного комитета — не берется за дело, если оно не стопроцентное. Никому не нужна «оправдашка» или «висяк». Поэтому, если взялись уже за дело, там и арест будет обоснован, и доказательства подбиты все. Я касаюсь, конечно, обычных дел, не политических.

Когда прокурор приходит на процесс совсем незнакомый с делом — это нормальная ситуация. Сам много раз приходил, начинал с фразы: «Простите, уважаемый суд, попросили заместить коллегу, дела не знаю». Бывает, кто-то заболел, ушел на что-то более важное. Потом дела распределяют, а сотрудников на все заседания одновременно нет. Тогда берут надзорников, с общего надзора: «Они ничего не понимают, но пусть хоть посидят». Как мебель. Судья в такой ситуации может помочь: заскакиваешь к нему перед процессом, просишь рассказать, что в деле происходит. Тогда надо делать, что судья говорит: «Прокурор вы ведь поддерживаете ходатайство, да?». Была девочка, которая к секретарю подходила советоваться, что сказать. К секретарю! Позор формы.

Назначение срока обсуждается судьей и прокурором заранее между заседаниями: сколько запросить, сколько дать. К приговору судья и прокурор уже имеют общее мнение. Если судья вынесет приговор, который сильно отличается от позиции обвинения, то прокурор автоматически должен быть с ним несогласен и обжаловать. Судья, конечно, не хочет, чтобы его приговор обжаловали, а прокурорский тоже не хочет лишний раз что-то обжаловать. Тем более, жалобы скорее всего не удовлетворят. В суде все равно всегда оказываются только те, чья вина очевидна. Других там не бывает.

Оправдательный приговор — это как падающая звезда, очень редко. И это, в первую очередь, потому что все боятся браться за сложные дела. Если есть дело, где, возможно, «глухарь» — никогда оно в суд не дойдет. Делать по нему никто ничего не будет. В суд уходят дела, где изначально все ясно. Поэтому те, кто попался, сидят, а кто не попался — гуляют. Если на стадии предварительной проверки до возбуждения уголовного дела видят, что ничего не понятно, то расследование считается пустой тратой времени и сил.

«Оправдашка» — это сразу же дисциплинарное взыскание. В теории процесс — это состязательность двух сторон, но на практике все очень далеко от этого. Считается, что раз у тебя «оправдашка», значит, ты плохо поработал. Сразу служебную проверку проведут и найдут какую-нибудь мелочь. В приговоре тоже всегда пишут, почему оправдали. Например, указывают, что принципиальный свидетель дал предвзятые показания, потому что оказался чьим-то родственником и заинтересованным в исходе дела лицом. В итоге спрашивают: «А почему прокурор этого не учел?». Задним умом-то все сильны, особенно начальство. Следаки тоже получают за то, что возбудились.

Приказов об обязательных взысканиях за оправдательный приговор, конечно, нет, но есть документы с более общими словами: «обеспечить квалифицированное поддержание обвинения», «всесторонне изучить материалы дела» и так далее. Потом пишут: «не учел», «не поддержал», «не заявил ходатайство».

Дисциплинарное взыскание очень важно. Каждые пять лет прокурорский работник проходит переаттестацию. Кто не пройдет, будет уволен. Для аттестации нужно, чтобы непогашенных взысканий не было. На повышение тоже могут с взысканием не пустить, а могут из-за дисциплинарки перевести на более низкую должность.

Полиция

Сам я обвинением мало занимался. Только фигней всякой: побои, угроза убийством, неуплата алиментов. В основном гражданскими процессами занимался и надзором над полицией. Это считается грязной работой.

Есть два вида надзора над полицией — за учетной дисциплиной и за дознавателями. Я занимался учеткой. Сейчас объясню. Вот, например, участковый. Его задача — профилактика преступлений на вверенной ему территории: следить за ранее судимыми, за условиями хранения гражданского оружия. Но сейчас в МВД большая нехватка дознавателей, и участковые занимаются предварительными проверками сообщений о преступлениях до возбуждения уголовного дела. Любое заявление о любом преступлении, подследственном полиции, скидывают этим несчастным участковым: хулиганства, наркотики, кражи.

Сам видел на столах огромные пачки этих заявлений. За год тысяч пять на одного участкового примерно. По каждому надо проводить проверку, в большинстве случаев — писать отказ в возбуждении дела. Потом каждый отказной проверяет прокурор. Чаще всего он согласен с отказом, но иногда поручает провести повторную проверку. И таких отмен бывает куча. В итоге за участковым хвостом тянутся старые заявления и каждый день приходят новые. Они просто зарываются в них. В итоге, мне кажется, насильники и убийцы у нас ходят на свободе, пока они копаются в этих бумагах.

Меня дрючили постоянно, что у меня на территории рост преступности, потому что я типа плохо надзираю за полицией. Прокуратура вообще считается координирующим органом в борьбе с преступностью. Мне говорят, мы должны дрючить ментов, чтобы они работали. Я прихожу, вижу, что они в мыле все: семью не видели, глаза по пять рублей — стыдно с них что-то спросить. Я работаю, например, с 9.00 до 21.00, а они — 24 часа.

В итоге негласно, чтобы начальство не знало, мы на что-то закрываем глаза: например, где-то материал провалялся свыше срока, потому что проводились какие-то другие мероприятия в это время. Или злодея поймали, а сроки задержания — не больше 48 часов — нарушены. Документы показывают: да, 100% злодей, и если его сейчас отпустить, натворит еще больше. Закрываем глаза. Менты, в свою очередь, с повинной приходят регулярно: вот здесь, здесь и здесь накосячили. Пишешь им представление, мол, реагируем. Чтобы полицейские деньги заносили в прокуратуру, я не встречал. Максимум на день рождения кто-то что-то подарит главному надзирающему за милицией. В большинстве случаев они настолько все проштрафились, что сидят в кулаке у надзирающего.

Реальных инструментов у прокуратуры я, конечно, мало вижу. Ну выносишь представление, а им — дисциплинарки. Вообще, по закону, представления и дисциплинарки не связаны, но прокуратура считает эффективность представлений по количеству привлеченных к ответственности. Хотя они не связаны. Дисциплинарная ответственность — это исключительная прерогатива работодателя. При этом если начальник не станет привлекать подчиненного, то прокурора за это вылюбят.

Полиция, конечно, не может игнорировать представления прокуратуры. Воевать с прокуратурой никто не будет. Все же боятся за свои места — и прокурорские, и менты. Из-за этого они вступают в очень тесную взаимосвязь: прокурорскому все время нужно что-то к определенному сроку, иначе его накажут. Мент сделает это в срок. Менту нужно быстренько какой-то материал отменить — прокурорский сделает это для него. Вообще, вся работа государственных органов направлена на то, чтобы каждому сохранить свое место, уменьшить друг другу проблемы. Все понимают, что они не борются за законность, а пытаются усидеть на своих местах, чтобы кормить семьи.

Не любят сотрудники прокуратуры надзор за оборотом наркотических средств, где надо показывать результат. Как ты ни борешься у себя на районе с наркотиками, а у тебя всегда будет до фига наркоманов, до фига детской наркомании и всего этого. Ты не можешь это победить.

Синяя форма

За взятки и красивую жизнь я вам ничего не скажу. Это все где-то наверху. Рядовой помощник прокурора, старший помощник — это человек, высушенный работой, который не видел ни семью… Даже денег снять с карточки не может, потому что снять их можно только в каком-то особенном банке. Это человек, который просто живет на работе. У одной девочки нервный срыв был из-за нагрузки. Не буквально из-за работы — но все это переплетается с ситуацией в семье, когда мать не видит собственного ребенка, он просто растет без матери.

Служебная машина на всю прокуратуру одна, и она возит прокурора, а мы — везде своими ногами. Форма, которая выдается — убогая синтетика из дешевейших материалов. Фуражки вообще дурацкие — их никто не носит.

Когда я пришел, зарплата была тоже маленькая у прокурорских: помощник получал 20-23 тысячи рублей. Потом ее подняли в два раза — ну, чтобы прокурорский не получал меньше милиционера. Повысили до 40 тысяч, но убрали премии, «тринадцатые зарплаты», бесплатный проезд к месту отпуска, оплату шитья формы на заказ. У тех, кто повыше, зарплата много от чего зависит — от звания, от выслуги, но в среднем у районного прокурора тысяч шестьдесят. Знакомый даже пытался в декрет уйти, потому что жена больше зарабатывает. Не дали.

Какой бы у тебя ни был надзор, какая бы ни была ситуация, надо всегда найти виновных. Дороже не наказывать, чем наказывать. Был случай, когда нашел во время проверки незаконных мигрантов на объекте. Подходит ко мне руководитель: «Может как-то решим?». Я про себя подумал, что мне ценнее — палка или деньги? И понял, что палка ценнее сейчас. Такая палочная профдеформация даже способствует борьбе с коррупцией, но касается это только низов.

Иллюстрация: Алексей Сухов / Медиазона

Приходят всякие мальчики-девочки стажироваться. Глаза горят, хотят синююформу. Когда им рассказываешь, какая это работа, как ты складываешь в кабинете стульчики, чтоб на работе поспать и вторые сутки поработать, они уже с другими глазами уходят. Рядовой сотрудник просто боится брать взятки. Боится место потерять, не дослужить до пенсии. Есть дурачье, кто думает, что не попадется, но это 1%. При этом все понимают, что наверху делают деньги. Когда у прокурора города день рождения, каждая прокуратура собирает деньги, думает, как подарок изощренней подарить. Не дай бог, подумают, что недолюбили городского прокурора. И полиция собирает. Там цыганская свадьба вообще.

На день прокуратуры «во дворец» приглашаются самые приближенные к прокурору города. Госконтракт даже заключается на празднование. При этом в районах негласно запрещено отмечать. Качается стул под прокурором. Мало ли, кто-нибудь что-нибудь выдаст под алкоголем. Раньше, еще когда следователи были вместе с прокурорскими, гуляли до утра: драки, пьяное вождение, все-такое. Но никогда это не выливалось в какие-то серьезные проблемы, преступления. Бывало, но ущерба никакого — тимбилдинг, короче. С новым прокурором стало тяжело работать — половина стукачей.

Каждый новый прокурор города, когда приходит, он убирает прежних районных прокуроров и ставит своих. Даже поводов как таковых никто не ищет. Могут заместителя прокурора запросто разжаловать в помощники. Была одна кадровица, двадцать лет проработала. Она, правда, всех бесила. И когда новый прокурор пришел, он ее помощником на общий надзор перекинул, где надо бегать ногами, где обычно молодежь работает.

Сейчас в прокуратуру служить стоит очередь до края земли. Люди идут за понтами, за синей формой, не понимая, что это рабская работа, на которой их выжмут. Из-за этого постоянно звучит фраза: «Незаменимых людей у нас нет. Не нравится — уходите». Под «не нравится» могут понимать все, что угодно. Например, горпрокурор объявил соревнования по футболу. В воскресенье, пожалуйста, будьте в назначенное время. Плевать, что у вас билеты куплены куда-то на этот день. Не придешь — дисциплинарка и увольнение.

​​​​​​Или, например, вневедомственная охрана раньше охраняла здание, а когда деньги кончились у прокуратуры, на январские праздники прокуратура осталась без охраны. Поручили организовать дежурства прокурорских работников. Людей, которые пять лет учились на юристов, поставили сторожами. Это как забивать гвозди микроскопами. Я этого не делал. Я себя уважаю, но у кого-то пенсия через два-три года или, наоборот, молодые только пришли, смотрят в рот руководству и готовы любой приказ исполнять.

Сейчас еще хуже стало. Академия прокуратуры плодит выпускников-бюджетников, которым прокуратура обязана предоставить место на пять лет по контракту. Не хватает вакантных мест. Начали убирать стариков. Наш прокурор и так, когда пришел, убрал всех старых зубров — настоящих компетентных людей, которые на проверку выйдут, триллион нарушений где угодно найдут. В итоге приходит молодняк. Мальчик с пушком на губе пытается насаждать законность, сам толком законов не зная. Уважение к прокуратуре падает все ниже.

Про Чайку, конечно, все в курсе, как там дела делаются, и фильм Навального смотрели многие. Ну, покивали головами: «Все так. Работаем дальше. Что тут сделаешь? Стачку не устроишь». Заикнешься о профсоюзе, тебя сразу выкинут. Ни у кого нет сомнений, на кого они работают. Ни для кого не секрет, что городской прокурор два раза в год в Кремль ездит, чтобы его повысили до замгенпрокурора, чтобы уже брать серьезные деньги.

Вот у нас идут политические процессы над Савченко, над Навальным. Там судьи, прокуроры делают все не потому, что они сволочи, а потому что у них дети есть, которых нужно кормить. Почему нет Д"Артаньяна? Почему никто не бунтует? Легко, конечно, работать в прокуратуре тем, у кого есть знакомый бизнесмен, который говорит: «Я тебя всегда юристом к себе возьму». Но таких единицы.

Опять же, если дело какое-то политическое, то, как правило, присылают им заниматься кого-то из генки (Генпрокуратуры — МЗ) или какого-нибудь спецпрокурора из города.

Система

Так что наша работа всегда состоит из двух частей: реальная борьба за соблюдение законности и создание видимости такой борьбы для начальства. Пять дней в неделю пишем докладные для начальства: там сделано столько-то всего, здесь — экстремизм, терроризм, пожарная безопасность, все охвачено, все схвачено. В субботу-воскресенье приходим и садимся писать иски в интересах граждан, жалобы рассматриваем — реальную работу делаем, одним словом.

Надо учитывать, что прокурорский борется за дело не потому, что хочет посадить человека — он бьется за свою карьеру. Ничего личного. Вообще, «удержаться на своем месте» — главная идея работы всех правоохранительных органов. Ради этого они все постоянно идут на взаимные уступки. Все стараются идти по пути наименьшего сопротивления, чтобы каждому своя «палка» в плюс в итоге оказалась.

Конфликты случаются крайне редко. Например, зеленый какой-то прокурорский в розовых очках приходит в суд и начинает свое мнение обосновывать, а ему попадается матерая судья какая-нибудь. Она даже не будет с таким в диалог вступать, просто наберет прокурору и скажет ему: «Что у вас этот зеленоротый хочет вообще?». Прокурор тут же выдернет подчиненного и ситуацию уладит. Телефонное право — самое сильное право. Чуть что не так, прокурор звонит судье, судья — прокурору, прокурор — начальнику ОВД, и так пока все между собой не договорятся.

Если ты участвуешь в гражданских процессах, а судья на тебя зуб точит — может просто не позвать в процесс. Заседание состоялось, а прокурор не пришел. А прокурор обязан на эти заседания ходить. С тебя потом спросят.

Следственный комитет и прокуратура срощены на самом деле, несмотря на формальное разделение. Все вместе бухают, вместе работают. Все эти политические разборки в высших эшелонах — они людей, которые работают на земле, не касаются.

Хотя после разделения с СК прокуратуре работать стало сложнее. Раньше прокурор мог пригрозить уголовкой, и прокуратуру боялись, а сейчас такая декларативная структура: ходим с табличками «нельзя!». Цифру наказанных после представлений рисуем от руки. Присылают из какой-то организации факс, в котором десять человек наказанных после представления. Прокурорский знает, что это фейк, но ему выгодно не замечать, чтобы потрясти бумажкой перед начальством. Все понимают, что такие вещи рисуются специально для прокуратуры, но всех все устраивает. Менты, конечно, своих накажут, но им не привыкать. Там пять участковых на 100 тысяч человек. Сколько раз они наказаны? Да постоянно! Там на повышение выбирают лучшего из худших.

В районе у судьи, прокурора и начальника полиции — у каждого своя территория, и он на ней главный, а если надо что-то сделать на чужой территории, то надо идти договариваться. Если будешь идти против судьи, она как-нибудь да вытянет тебя на частное определение, пошлет его в горпрокуратуру, и тебя накажут. Поссоришься с ментами — придешь проверять отдел, а там проверка из городской прокуратуры, которая уже проверяет тебя на предмет того, как ты проверяешь полицию, и они вывалят все свои косяки перед городскими. Такое бывало.

Звонят мне из полиции: «У нас проверка из главка, а материалов отказных слишком много, можно, мы вам их на отмену?». И они все скидывают в прокуратуру, а у них перед начальством все пусто. И наоборот: к нам городская приезжает, мы все отказные материалы, не глядя, отменяем и возвращаем обратно ментам. Бывает, и в багажник машины материалы прячем. Был случай, когда в подвале проверка нашла кучу просроченных материалов одного помощника. У парня реально очень много было материалов, он никак не успевал и перед проверкой спрятал их в подвал. Думал, не найдут, а была комплексная проверка, которая раз в пять лет происходит — они еще пожарную безопасность заодно проверили, в подвал спустились.

Иллюстрация: Алексей Сухов / Медиазона

Проверки происходят очень оскорбительно, как обыск: лазают в твоем компьютере, в сейфе, требуют показать багажник машины. Прикол в том, что если они ничего не найдут, их тоже накажут. Найти нарушения нужно обязательно. «Нужно наказать кого-то», — это девиз просто прокуратуры. Косяки у всех же есть: могут и там, где нет ничего, найти нарушение.

Никакой взаимной ненависти чаще всего нет. Все друг друга понимают. Может прокурор придти к полицейским сказать: «Такая вот фигня: если не найду к четвергу нарушений по учетно-регистрационной дисциплине в вашем отделе, то мне конец». Они сидят такие: «Ну, че делать? — Вот, на, здесь просроченные материалы». Иначе я сам начну искать. В налоговой вообще мало кто шарит у нас. Приходишь к ним: «Ну дайте какие-нибудь нарушения-то. Отчитаемся, уйдем». Им на самом деле такие копейки платят там, рядовым сотрудникам... Кого мне там наказывать? Или приставов. У них несколько тысяч дел на одного. Я вообще не понимаю, зачем там люди работают. Вот так вот все в косяках, а ты ищешь того, кто совсем оборзел уже, и чисто на уровне понятий выбираешь, кого и как наказывать — по договоренностям, на телефоне.

Судьи нас даже на корпоративы к себе зовут. Приглашают обвинителей или участвующих в гражданских процессах. Мы скидываемся наравне с судейскими.

Судьей прокурору просто так не стать. Нужно долго именно с судьями работать, иметь договоренности. Проще всего судьей стать — пойти после университета работать секретарем в суд. Потом растешь до помощника. Нужно пять лет так отработать за 10-15 тысяч, понимая это. Тогда тебя сделают судьей. Потому что иначе секретари и помощники разбегутся. Судьями помощники становятся ужасными. Вся их карьера — она только в зале суда проходит. Они не понимают, как что устроено в правоохранительной системе. Например, не знают даже, как работает следователь — ходит он сам ловит преступников или к нему все приходят и приводят. Не знают, кто за что отвечает, и куда запрос послать. Сейчас большинство таких судей. Бывшие адвокаты или прокурорские — нормальные судьи, они хоть носом землю рыли.

Работа

Мой интерес к работе в прокуратуре был в том, чтобы получить юридический опыт, потоптать землю. Сталь закаляется. Служебку в отношении меня проводили: вызвал ментов, чтобы приструнили руководительницу образовательного учреждения, которая пыталась меня выгнать. Менты приехали вшестером с автоматами наперевес. Накатали на меня потом жалобу, что мы ворвались в организацию, всех перепугали. В итоге проверка показала, что мы действовали строго по закону и все белые и пушистые, но это стоило кучи нервов и написанных объяснительных.

Пока ты бегаешь по инстанциям и пишешь объяснения, работа стоит. Потом сидишь допоздна над своими делами, а на ночь расставляешь стульчики в кабинете и ложишься спать на них, чтобы утром продолжить. На заслушивании по итогам года любят людей прям перед всеми публично песочить, унижать. Мне кажется, такого, как в прокуратуре, отношения к своим сотрудникам даже в ментовке нет. В полиции человека в кабинет вызовут один на один, а в прокуратуре прям принято перед всеми.

Я когда надзирал за строительством, очень хорошо один раз поработал. Проверял застройщика одного, который подписывал договоры долевого строительства, составленные с нарушениями. Таких договоров оказалось больше ста. Я по каждому сделал административку — больше ста. Принтер дымился. Созвонились с Роспотреднадзором, все согласовали: мы отправляем — они наказывают. Лучший показатель в прокуратуре по строительству за месяц чуть ли не по всей стране! Проверка приезжает: «Искусственно завысил показатели в конце отчетного периода, дабы скрыть плохие результаты за весь период». Он (проверяющий — МЗ) написал херню, потому что эти результаты-то шли в счет следующего года на самом деле: по административкам их привлекли только в следующем году.

В итоге я не получил тогда взыскания, но сотрудники вышеуказанным образом получают. Обжаловать нельзя, даже когда наказывают совсем ни за что. В теории ты можешь пойти в суд, тебе взыскание даже отменят, но потом на тебя набросятся все с проверками и заклюют. Так что тебя любят — а ты терпи!

Были такие жалобы, по которым я для себя работал. Например, в одной истории бабушка с внучкой ехали в автобусе, водитель резко тормознул — они упали, поломались. Написали жалобу. Подайте в суд на «Пассажиравтотранс» — нет времени этим заниматься! Триллион докладных еще писать. Вот инициативные работники садятся этим заниматься в свободное время.

Или у меня был гражданин — работник тыла во время Великой Отечественной войны, ему удостоверение не выдавали, потому что не было подтверждающих документов. Дедулька древний. Бодренький еще, ходит, но ему уже никак не собрать документов самому. Все его посылали. И в городской прокуратуре тоже отписку сделали. Потому что за 30 дней, которые даются на проверку заявления (из низ 20-25 рабочих), ничего не успеть. Никто не успевает, потому что бумаг огромное количество. Но одновременно с отпиской копию жалобы, уже без всяких сроков для исполнения, спускают в районную прокуратуру с требованием провести проверку. Видимо, кто-то сообразил так делать.

Я три месяца по его жалобе проводил проверку. Запрашивал центральные архивы, деревни какие-то. Нашли даже живого свидетеля, который написал, что работал с этим дедушкой в 1944 году. Сделал заявление о юридическом признании факта, что он шесть месяцев работал во время войны. Признали. Получил он корочку свою и льготы, но делал я все это после шести вечера, в нерабочее время. Делаешь такие вещи, чтобы не потерять уважение к себе на этой работе.

Есть много людей, конечно, которым на все вообще плевать. Таких мерзких людей очень легко определить — они всегда быстро идут на повышение. Это чемпионы по вылизыванию начальству. Нормальные сотрудники, наоборот, знают, что на повышение идти не надо. Там будет еще больше тупой работы, не связанной с юриспруденцией, еще больше унижений.

Я аттестовался. И спустя месяц-два принимал присягу. Со мной вместе присягу принимали тоже только что аттестовавшиеся сотрудники. Некоторые из них уже были прокурорами отделов в городской прокуратуре! Это, конечно, удобно тем, что все сволочи всплывают. При этом до сих пор есть люди, которые остаются на земле и работают там годами, но таких все меньше.

Иллюстрация: Алексей Сухов / Медиазона

Олимпиада, лоси и пандусы

Вся правоохранительная система работает над тем, чтобы показать, что она работает. А не над тем, чтобы бороться с преступностью. Можно насиловать, убивать, и тебе за это ничего не будет, если знать, как работает эта система. В газетах ведь пишут чаще всего только о тех преступлениях, где всех уже поймали. Я видел кучу уголовных дел, в которых никто не хочет разбираться: человека убили, но разбираться, кто убил, сложно, и убийство превращается в несчастный случай, просто потому что некогда этим заниматься.

У нас в судах в гражданском процессе четыре дня в неделю по два иска в день слушается о признании умершими безвестно отсутствующих. За год тысячи людей просто исчезают. Их никто не видит, не ищет, никаких дел не заводит. Тела нет — какое может быть здесь дело? Если следователь будет искать какие-то признаки преступления и возбудит дело, у него сразу «глухарь» в отчетность. Заводится только розыскное дело. Оперативники пишут рапорта, что опросили соседей. Потом, когда нужно какие-то бытовые вопросы решить, родственники приходят к судье. Через пять лет можно признать пропавшего человека умершим.

Мы вместе с судьей делаем запросы в психушки, морги, пенсионный фонд. Ответы все чаще всего приходят пустые. В итоге на основании решения суда выдается свидетельство о смерти. Если человек находится, могут такое решение отменить и признать живым. Иногда такое бывает, когда человек бомжует где-то и вдруг находится.

Зато много безумных заданий сверху приходит — да все задания были безумными. То скажут посчитать количество жалоб на работу мусоропроводов, то к Олимпиаде обязали проверить все спортивные учреждения на предмет возможного укрывательства государственной собственности — типа не прикарманил ли кто-то себе стадион. У нас на районе ничего не нашли, и это было понятно еще до проверки. В итоге нули — нарушений нет. Значит, мы плохо работаем.

Люди уже настолько привыкли к безумным заданиям, что даже не анализируют их. На 1 апреля поиздевались, отправили нашему заму задание посчитать количество выбоин на проезжей части и объем скопившего в них грунта, посчитать поголовье лосей на подведомственной территории. Она прочитала с серьезным видом и начала расписывать на помощника.

У нас была задача однажды — «Доступная среда»: надо было проверить везде наличие пандусов для инвалидов. Мы ходили по магазинам, по аптекам — везде по району искали, где нет этих пандусов. Везде пандусы стоят — отлично. В прокуратуре нету пандусов! Сами себя наказывать не стали, конечно.